ОГЭ (ГИА) по географии – необязательный выпускной экзамен в конце 9-го класса. Выпускники выбирают его, если им требуется география для зачисления в профильный 10 и 11-й классы. Также этот экзамен может быть выбран, если ученик хорошо разбирается в предмете и это один из наиболее легких для него экзаменов, ведь в 9-м классе придется выбирать два экзамена по необязательным для сдачи предметам. Кроме того, экзамен по географии, как и любой другой, может быть выбран на региональном уровне для всех выпускников года в той или иной области, республике, крае или городе.
Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ОГЭ 2019 года не отличается от варианта 2018 года.
Структура теста ОГЭ
Все задания по географии можно разделить на 3 группы по сложности и форме приведения ответа на вопрос:
- группа А – 17 заданий с выбором варианта ответа из предложенных;
- группа В – 10 заданий с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр;
- группа С – три задания с развернутым ответом, для ответа достаточно привести 1–2 предложения. Стоит обратить внимание на то, что вопросы расположены в тесте ОГЭ (ГИА) по географии не по возрастанию сложности, а по темам или сгруппированы вокруг небольших текстовых или графических материалов.
Подготовка к ОГЭ
Пробный ОГЭ по географии онлайн
На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ (ГИА) онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ (ГИА). Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
Демонстрационные варианты ОГЭ по географии
В разделе демонстрационных вариантов ОГЭ Вы сможете бесплатно скачать тесты за 2009–2019 годы.
Все приведенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9-м классе Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
Выберите документ из архива для просмотра:
12.5 КБ Thumbs.db
63.85 КБ в 1 ответы с 1.jpg
117.1 КБ в1 ответы с 2.jpg
123.96 КБ в1 ответы с 3.jpg
152.96 КБ в1 ответы с 4.jpg
48.12 КБ 1.jpg
147.21 КБ 2.jpg
132.99 КБ 3.jpg
138.26 КБ 4.jpg
49.6 КБ 1.jpg
149.22 КБ 2.jpg
135.61 КБ 3.jpg
121.65 КБ 4.jpg
48.28 КБ 1.jpg
115.15 КБ 2.jpg
129.47 КБ 3.jpg
112.07 КБ 4.jpg
15.5 КБ Thumbs.db
58.98 КБ ответы в 2 стр 1.jpg
120.03 КБ ответы в 2 стр 2.jpg
129.28 КБ ответы в 2 стр 3.jpg
121.22 КБ ответы в 2 стр 4.jpg
12 КБ Thumbs.db
154.42 КБ ответы в 3 стр 4.jpg
57.48 КБ ответы в 3 стр 1.jpg
123.61 КБ ответы в 3 стр 2.jpg
131.99 КБ ответы в 3 стр3.jpg
51.46 КБ 1.jpg
119.23 КБ 2.jpg
129.37 КБ 3.jpg
119.64 КБ 4.jpg
47.92 КБ 1.jpg
122.24 КБ 2.jpg
140.26 КБ 3.jpg
115.34 КБ 4.jpg
48.52 КБ 1.jpg
124.2 КБ 2.jpg
112 КБ 3.jpg
149.52 КБ 4.jpg
50.39 КБ 1.jpg
127.93 КБ 2.jpg
150.73 КБ 3.jpg
110.83 КБ 4.jpg
52.53 КБ 1.jpg
132.88 КБ 2.jpg
128.34 КБ 3.jpg
153.85 КБ 4.jpg
48.52 КБ 1.jpg
128.89 КБ 2.jpg
115.99 КБ 3.jpg
160.41 КБ 4.jpg
Вариант 1.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ вариант 10 гео.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ вариант 11 гео.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ вариант 12 гео.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ Вариант 2.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ 3 вариант.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ 4 вариант.docx
Библиотека
материалов
Выбранный для просмотра документ 5 вариант.docx
Библиотека
материалов
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2 часа (120 минут).
Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Работа содержит 3 задания (14, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе или бланке. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.
При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант 5
1. Индийский океан омывает западное побережье
1) Австралии
2) Евразии
4) Северной Америки
Ответ:__________________
2. Морская граница между Россией и США проходит посередине пролива между островом Крузенштерна, принадлежащим США, и российским островом
1) Врангеля
2) Кунашир
3) Ратманова
4) Сахалин
Ответ:___________________
3. В каком из перечисленных регионов многолетняя мерзлота имеет наибольшее распространение?
1) Магаданская область
2) Оренбургская область
3) Приморский край
4) Республика Карелия
Ответ:___________________
4. Землетрясения - стихийные бедствия, от которых часто страдают люди, живущие в горной местности. Для какой из перечисленных территорий характерно это природное явление?
1) Вологодская область
2) Республика Дагестан
3) Ненецкий АО
4) Смоленская область
Ответ:_______________________
5. Западная Сибирь является главным в России регионом по
1) добыче нефти
2) производству зерна
3) выплавке алюминия
4) производству бумаги
Ответ:______________________
6. Традиционными занятиями какого из перечисленных народов являются оленеводство, рыболовство и промысел морского зверя?
1) карелы
2) чукчи
3) марийцы
4) чуваши
Ответ:___________________________
Задания 7, 8 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы.
Компоненты изменения общей численности населения РФ в 2009 – 2012 гг. (тыс.чел)
7. В каком из указанных годов превышение смертности над рождаемостью было наименьшим?
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Ответ:______________
8. Определите миграционный прирост населения в РФ (в тыс. человек) в 2012 г. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: _____________тыс. человек.
9. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?
Республика Коми
Вологодская область
Камчатский край
Краснодарский край
Ответ:_____________________
Задания 10, 11 выполняются с помощью приведенной ниже карты погоды.
10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Омск
2) Якутск
3) Дудинка
4) Салехард
Ответ:________________
11. Карта погоды составлена на 13 января. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1) Красноярск
2) Иркутск
3) Омск
4) Братск
Ответ:________________
12. Примером нерационального природопользования является
использование природного газа вместо угля на ТЭС
захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах
комплексное использование добываемого сырья
рекультивация земель в районах добычи угля
Ответ:__________________
13. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о миграциях населения?
В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. примерно 13 % жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) - горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) - сельские жители.
В России наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе.
В январе-сентябре 2011г. число выбывших за пределы Республики Башкортостан составило 25,3 тыс. человек, сменили свое прежнее место жительства на Республику Башкортостан 21,5 тыс.человек.
Ответ:___________________
Задание 14 выполняется с использованием текста, приведенного ниже.
Более тысячи человек были эвакуированы в Эквадоре из-за повышенной активности вулкана Тунгурауа. Как отмечает информационное агентство, вулкан, расположенный в горной цепи Анд, выбрасывал пепел на высоту до 2,5 километров. Вулкан Тунгурауа высотой более 5 тысяч метров активен с 1999 года. В августе 2006 года в результате его извержения были разрушены около 5 тысяч домов, а значительная площадь пахотных земель оказалась покрыта пеплом.
14. Чем объясняется наличие действующих вулканов на территории Эквадора?
Ответ запишите
15. Используя данные таблицы, определите долю лиц моложе трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Иваново в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.
Распределение населения г. Иваново по возрастным группам в 2012 г.
(тыс. человек)
моложе трудоспособного
57,4
из них детей в возрасте 1-6 лет
23,7
в трудоспособном*
247,5
старше трудоспособного
103,9
Ответ:___________________%.
16. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Пермь
Норильск
Владивосток
Ответ:
17. Определите, какой вулкан имеет географические координаты 1° ю.ш. 78° з.д.
Ответ: _________________
Задания 18-21 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
Масштаб 1:10000
В 1 см 100м
Горизонтали проведены через 5 метров
18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до барака. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Ответ:______________ м.
19. Определите по карте, в каком направлении от башни находится барак.
Ответ:________________
20. Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
21. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Ответ:________________________
Задания 22, 23 выполняются с использованием приведенного ниже текста .
Тайшетский алюминиевый завод - предприятие, строящееся в городе Тайшете. Входит в состав крупнейшей в мире алюминиевой компании «РУСАЛ». После завершения строительства станет третьим по величине алюминиевым заводом в России после Братского и Красноярского, оставив позади Саяногорский завод.
22. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы подробнее изучить месторасположение г. Тайшета?
1) Европейский Север
2) Урал
3) Восточная Сибирь
4) Западная Сибирь
Ответ:_________________________
23. Какая особенность хозяйства региона, в котором находится г. Тайшет, способствовала принятию решения о размещении в этом городе алюминиевого завода?
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
24. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу.
песок
кварцит
известняк
Ответ:
25. Туристические фирмы разных стран мира разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганами и странами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) Добро пожаловать в страну, где можно насладиться великолепными видами не только белоснежных Альп, но и прекрасных альпийских лугов!Б) Приезжайте к нам – в страну вечного праздника жизни, где правит яркое «восточное» солнце и теплое южное море! Ознакомьтесь с историей античного города Карфагена!
Решу ЕГЭ Тесты ОГЭ по географии в 2018 - 2019 году
ОГЭ по географии – один из экзаменов, которые сдают выпускники 9-го класса по своему выбору. Данный предмет не относится к категории популярных, имеет свои особенности. Обычно, эту дисциплину выбирают те, кто планирует учиться в 10-м классе соответствующего профиля.
Трудно ли дается экзамен по географии школьникам? География требует наличия специфических умений, поэтому ее нельзя отнести к простым дисциплинам. Каждый год школьники, которые выбрали этот предмет, отмечают ряд сложностей: работа с задачами, выполнение заданий на установление соответствий, на знание карты. Как не повторить их ошибки.
Типичные проблемы и способы их решения
Работа картой
Плохое знание карты – типичная проблема большинства школьников. При условии знания особенностей расположения географических объектов, можно выполнить многие задания. Обязательно выделите время на изучение карты.
Как решать задачи?
Географические задачи имеют свою специфику, но для их решения пригодятся базовые знания математики – прежде всего, пропорции. Выучите формулы, которые помогут справляться с разными заданиями по алгоритму.
Неполные ответы на вопросы
Обязательно дочитывайте вопросы до конца! Из-за невнимательности экзаменуемые часто упускают суть вопроса, соответственно, отвечают неверно либо неполно.
Низкий уровень терминологической грамотности
География – это одна из дисциплин, которая оперирует огромным количеством понятий, терминов, определений, они могут быть сугубо географическими или заимствованными из других наук. Изучить термины необходимо потому, что непонятное слово в задании может перечеркнуть возможность его успешного решения.
Особенности теста по географии
В структуру экзамена входят задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Первая часть – это обычные тесты, когда требуется выбрать нужный вариант, отметая неподходящие. Для того, чтобы результативно пройти эту часть, необходимо внимательно повторять теорию за все годы обучения. Задания высокого уровня требуют решения задач, развернутых ответов. Интересно, что в случае с географией нет объективности в делении заданий на «легкие» и «сложные» - базовый уровень для многих менее «приятен», чем высокий.
На какие темы стоит обратить особое внимание при подготовке?
Каждый год наиболее сложными для школьников оказываются такие темы: экономическое районирование России, особенности развития промышленности и экономического развития регионов. Экономике страны и физической, политической географии России рекомендуется уделить больше сил и времени, поскольку эти темы доминируют и в тестовых заданиях.
В подготовке к предмету главное – систематичность и регулярное изучение
. Повторять придется все материалы, начиная с темы «Земля как планета». Уделите внимание гидросфере, литосфере, атмосфере и биосфере, природопользованию, работе с картой, особенностям материков и океанов.
«Решу ОГЭ по географии» – это тесты онлайн по дисциплине, который помогут вам закрепить знания и потренироваться выполнять задания разного уровня сложности, использовать знания на практике.
План
Географические модели Земли
Изображение Земли на карте
Виды карт
Условные обозначения
Планета Земля
Движение Земли
Строение Земли
Современный облик Земли
Земная кора и литосфера
Состав и строение литосферы
Рельеф земной поверхности
Тектоника литосферных плит
Этапы геологической истории земной коры
Биосфера
Разнообразие растений и животных
Почвенный покров
Биосфера
2.7 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Природные и природно-антропогенные комплексы
Географическая оболочка Земли
Широтная зональность и высотная поясность
Природные и природно-антропогенные комплексы
Евразия
Северная Америка
Южная Америка
Африка
Австралия
Антарктида
Океаны
Размещение населения
Неравномерность размещения населения
Размещение населения
Размещение населения
Разнообразие религий
География религий
Динамика численности
Демографический переход
Демографическая политика
Половой состав
Возрастной состав
Городское население и урбанизация
Сельское население
Миграция, её причины
Внешняя миграция
Внутреняя миграция
Уровень жизни
Качество жизни
Уровень и качество жизни в странах мира
Структура занятости населения
Безработица
Международная трудовая миграция
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер
Отраслевая структура хозяйства
Ведущие страны-экспортеры
Факторы размещения производства
Природные факторы
Товарное и производственное хозяйство
География мирового сельского хозяйств
Мировой транспорт
Железнодорожный транспорт
Водный транспорт
Автомобильный транспорт
Воздушный транспорт
Трубопроводный транспорт
Мировое хозяйство
Мировая торговля
Международные финансы
Туризм
Международная экономическая интеграция
Интеграционные отраслевые и региональные союзы
Природные ресурсы
Основные виды природных ресурсов, их размещение
Рациональное и нерациональное природопользование
Влияние отраслей хозяйства на окружающую среду
Многообразие стран мира
Основные типы стран
Критерии классификации стран
Политическая карта. Страна. Государство
Столицы и крупные города
Природные ресурсы стран мира
Характеристика населения развитых стран
Культура стран мира
Границы России
Площадь территории России
Воды России
Система поясного времени
Часовые пояса России
Факторы территориального деления
Федеральные округа и субъекты
Особенности административного устройства
Геологическое строение
Формы рельефа
Ответы и решение – Демоверсия ОГЭ 2018 ГЕОГРАФИЯ проект
1) Бразилия. Амазонская низменность (Амазония) в бассейне реки Амазонка.
Крупнейшая на Земле (св. 5 млн. кв. км)
2) Эстония
С Белоруссией только сухопутную
У Монголии рядом морей нет
А Япония островное государство
3) Забайкалье
Уже в октябре здесь устанавливается повышенное атмосферное давление. Зима в межгорных котловинах малооблачная и сухая, осадков выпадает немного, а продолжительность солнечного сияния здесь больше, чем в Ялте и Кисловодске. Даже слабые ветры в это время бывают редко.
4) Республика Северная Осетия – Алания
Так как Калининградская и Архангельская область, Чувашская республика расположены на неизменностях. А Республика Северная Осетия – Алания по своему географическому положению находится в горной области.
5) Кемеровская область, так как там находится угольный бассейн.
6) Остров Врангеля, так как там находится заповедник “Остров Врангеля” (можно посмотреть на атласе)
7) Ростовская область (смотреть по карте), так как у остальных неудобное гп.
9) МП=Им.-Эм=>482-186=296
10) Центр циклона на карте обозначается буквой Н (низкое давление). В районе действия циклона находится Благовещенск.
11) Благовещенск(смотреть по карте) Рядом с теплым атмосферным фронтом.
12) Ограничение использования удобрений в бассейнах рек, так как в удобрениях находятся разные химические элементы.
13) За январь – сентябрь 2011 г. в Республике Башкортостан родилось 41 708 человек, а умер 41 401 человек.
Потому что воспроизводство населения включает в себя рождение и смертность.
14) Монблан.
Смотри по атласу.
Ответ: Монблан
15) Решение:
Чили находится в зоне контакта литосферных плит.
Здесь происходит столкновение двух литосферных плит
17) Смотреть по карте. В Липецке 508 585, в Новосибирске 1,511 миллиона, в Пскове 205 062.
18) Находим родник и церковь, измеряем расстояние линейкой, полученное число умножаем на 100.
Ответ:400;410; 420; 430;440
19) Родник находится выше башни=>севернее.
Ответ: С; Север; в северном
20) Решение:
Лучше всего выбрать участок 2. Он находится на южном
склоне рядом с шоссе, удобно отвозить яблоки в город
21) 4, так как начинается с высоты, которая примерно выше ста, образует обрыв, заканчивается на высоте примерно 108.
22) По карте смотрим местоположение Вологодской области. Находится в Европейском СевереОтвет: 1
23) Решение:
В ответе говорится о наличии в регионе лесных ресурсов.
Примеры ответов
Это производство ориентировано на лесные ресурсы, которыми обеспечена Вологодская область.
В Вологодской области много леса, необходимого для производства бруса
24) 3) Забайкальский край
2) Свердловская область
1) Республика Карелия
25) А) Добро пожаловать на побережье Телецкого озера - горной жемчужины с неповторимой красотой!
Ответ−3, т.к. Телецкое озеро расположено на Алтае.
Б) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский - «жемчужину» средней полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень!
Ответ−4, т.к. национальный парк Валдайский расположен в Новгородской области.
26) При горизонтальном залегании пород самые древние породы залегаю внизу, самые молодые - вверху.
27) На климатограмме линия изменения температур на графике показывает повышение температур к июню, что указывает на северное полушарие. Равномерное количество осадков более характерно для побережья Черного моря (В).
28) Данные координат показывают, что от Сортавала к Уфе мы движемся на юго-восток. В этом направлении увеличивается амплитуда значений. Амплитуда - разность между самым высоким и самым низким значением. При математическом вычислении минус на минус дает плюс:
16,4 − (−9,8) = 16, 4 + 9,8 = 26,2 Сортавала
17 + 11,9 = 28,9 Вологда
19 + 11,6 = 30,6 Балахна
19,5 + 15 = 34,5 Уфа
Верный вывод У Сергея.
29) Угол падения солнечных лучей зависит от широты, на которой находится населенный пункт. Для Северного полушария (а речь идет о нем), чем севернее, тем меньше угол падения. Расставим населенные пункты по местам с самого северного к самому южному:
1. Сортавала
2. Вологда
3. Балахна
4. Уфа
Соответственно, ответ – 1. – Сортавала.
Спойлер: легко, если ориентироваться в карте России, внимательно читать задания и давать развёрнутые ответы.
Эксперт ОГЭ, преподаватель географии в «Фоксфорде»
В ОГЭ по географии 30 заданий, которые нужно выполнить за 2 часа:
- 17 заданий, где ответ состоит из одной цифры;
- 7 заданий, в которых ответом служит число или ряд цифр;
- 3 задания, ответом на которые будет слово или словосочетание;
- 3 задания, в которых требуется дать развёрнутый комментарий.
Все задания с кратким ответом и задание 23 оцениваются в 1 балл, за задания 15 и 20 можно получить до 2 баллов. Максимальный балл за всю работу - 32.
Сколько времени нужно на подготовку
Если школьник регулярно посещает уроки и имеет по географии отметку «4», ОГЭ не представит для него никакой трудности. Некоторые мои ученики уже в сентябре пишут пробное ОГЭ на «хорошо» и почти «отлично». С такими ребятами я занимаюсь дополнительно только в мае.
Бывает, что ученика совсем не увлекает учёба и в школе он находится в школе «в фоновом режиме». Даже в таком случае реально сдать ОГЭ на «тройку». Подготовка займёт месяца 4–5, то есть начинать нужно уже в феврале.
Успешный школьник может подготовиться к экзамену самостоятельно, при этом полезно будет взять хотя бы одну консультацию у преподавателя. Опытный учитель подскажет, какими атласами нужно пользоваться при выполнении того или иного задания, чтобы не тратить время на долгие поиски информации.
Какие материалы лучше использовать
ОГЭ практически не содержит заданий, которые бы проверяли знания географии. На экзамене нужно показать, что ученик умеет пользоваться атласом. Поэтому штудировать учебники бессмысленно, нужно разбирать задания прошлых лет с сайта ФИПИ .
Для выполнения первых 12-ти заданий пригодятся атласы. Важно помнить, что в атласе за 7 класс содержатся карты мира, материков и океанов, атлас за 8 класс посвящён природе, а за 9 класс - экономике России. Если школьник растерялся, нужную карту можно найти с помощью оглавления.
Запомнить расположение гор, морей и городов поможет тренировка с контурными картами или картой-пазлом. В остальных заданиях необходимая информация дана в условии.
Как выполнять задания
Рассмотрим задание 4 из демоварианта. Нужно определить, в каком регионе снежные лавины представляют особую угрозу. В первую очередь обратимся к здравому смыслу и сообразим, что для схода лавин нужны горы и снег. Теперь с помощью карты осадков, физической и административной карты России определяем, что самые высокие горы и снегопады встречаются в Алании - ответ № 2.
Пример задания № 4 из демоварианта 2019 года
Задания 10 и 11 выполняются на основе предложенной метеорологической карты. Школьнику нужно знать, что буквой «Н» обозначают циклон, а «В» - антициклон. Остальные условные обозначения подписаны, например, выпуклости - тёплый атмосферный фронт, зазубринки - холодный.
Пример метеорологической карты к заданиям 10 и 11
Предположим, в задании 10 требуется определить, какой из городов (Новороссийск, Салехард, Тюмень или Благовещенск) находится в зоне действия циклона. На карте чётко видно, что тёплый атмосферный фронт подошёл вплотную к Благовещенску. Остальные города расположены слишком далеко от зоны циклона.
Пример задания 11 из демоварианта 2019 года
Поскольку на Благовещенск надвигается тёплый атмосферный фронт, этот город следует выбрать в качестве ответа на задание 11. Проверим другие варианты: к Петрозаводску подходит холодный фронт, а Элиста и Абакан расположены далеко от зоны действия циклона.
В задании 26 нужно знать, что чем глубже залегает порода, тем она древнее, чем ближе к поверхности, тем моложе. В данном примере верный ответ «2|1|3».
Пример задания 26 из демоварианта 2019 года
Вопрос, в котором пригодится географическое мышление, встретится в задании 27. Даны 4 точки, как правило, две на севере и две на юге. Необходимо разобраться, к какому городу относится климатограмма. Советую действовать по алгоритму:
1. Определяем, в каком полушарии находится искомый город. Если тепло в январе, а холодно в июле, значит, в южном, если наоборот - в северном.
2. Смотрим, сколько выпадает осадков. Я предлагаю ученикам ориентироваться на показатель 600 мм в год для Москвы и сравнивать данные с этим количеством.
Фрагмент задания 27 из демоварианта 2019 года
В нашем примере самые тёплые месяцы обозначены буквой «и» - июнь и июль, значит, город в северном полушарии, отсекаем точки C и D. Число 760 указывает на количество осадков. В данном случае - не намного больше, чем в Москве, так что вряд ли город расположен у океана. Таким образом между A и B выбираем второй вариант, расположенный в глубине материка.
Как избежать ошибок
Перечитывать задание перед ответом
Типичные ошибки ученики допускают в спешке и по невнимательности. Например, в задании 26 требуется перечислить породы, начиная от более древних, а школьник указывает в обратном порядке. Другой случай: в задании 24 школьник прекрасно понимает, что первыми Новый год встречают жители Чукотки и Камчатки, а в ответе всё перепутает. Поэтому задание следует читать внимательно и перечитывать его снова перед тем, как записать ответ.
Пример задания 24 из демоварианта 2019 года
Давать полный, развёрнутый ответ
В задании 20 требуется показать, что ученик умеет читать карту. Здесь нужно не полениться и описать каждый из приведённых участков, иначе ответ будет неполным.
Например, в задании к данной карте фермеру нужно выбрать участок, где рано сходит снег, а летом больше солнечного света. Также с него должно быть удобно увозить урожай на консервный завод. В поддержку своего варианта ответа школьнику необходимо привести два довода.
В хорошем ответе ученик напишет, что участок № 3 находится на южном склоне, но слишком далеко от дороги, а участок № 1 расположен близко к дороге, но на северном склоне, поэтому ни один из них не отвечает требованиям фермера в полной мере. Участок № 2 находится на южном склоне горы, и рядом проходит шоссе, так что растения получат достаточно света, а фермер сможет увезти урожай.
В каком порядке выполнять задания
На ОГЭ по географии следует хотя бы примерно ориентироваться в карте страны. Экзамен не предполагает, что ученик будет выискивать Валдай или Республику Татарстан в течение 15 минут. Советую выбирать стратегию работы на экзамене в зависимости от уровня владения картой.
Если школьник легко ориентируется в географии России, то лучше выполнять задания по порядку. Такому выпускнику будет несложно, например, выбрать из перечня страну, с которой Россия граничит на море и на суше.
Если с картой проблема, то стоит пропустить задания подобного типа. К ним можно будет вернуться, если останется время. Лучше сосредоточиться на заданиях 8–21, в которых вся необходимая информация содержится в вопросе и пояснении к нему.
Что запомнить
1. Физическую и административную карту мира нужно изучить заранее - на экзамене времени на долгие поиски рек и городов не будет.
2. Вместо учебника лучше сразу взяться за демоварианты. Полезно выполнять и задания прошлых лет, чтобы запомнить расположение географических объектов.
3. Подготовиться к экзамену самостоятельно можно с помощью сайта ФИПИ и трёх атласов: за 7, 8 и 9 класс. Для этого нужно изучить кодификатор и спецификацию ОГЭ по географии, а также внимательно прочитать критерии оценивания и примеры правильных ответов.
4. Опытный преподаватель научит действовать по алгоритму и подскажет, в каком атласе искать информацию к каждому заданию.
5. Если ученик не знаком с географией России, лучше сосредоточиться на заданиях 8–21, не требующих знаний карты.