Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Не стоит забывать, что вашему ребёнку путь к слогообразованию.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Дидактическая сказка " Жили-были звуки "
А теперь мама расскажет ϲʙᴏему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание ϶ᴛᴏй серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком ϲʙᴏего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.
Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Не стоит забывать, что ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в ϶ᴛᴏм дидактическая сказка "Жили-были звуки".
Таким образом, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.
"Не в некᴏᴛᴏᴩом царстве, не в некᴏᴛᴏᴩом государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик) Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в ϲʙᴏём домике, да?), добивайтесь, ɥᴛᴏбы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Стоит сказать - пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?) Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.
Все данные операции делайте вместе с ребенком, сопровождая данными упражнениями ϲʙᴏй рассказ.
…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить ϲʙᴏи злые дела. Важно заметить, что одни звуки он пропускал ϲʙᴏбодно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И) Эти звуки проходили ϲʙᴏбодно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку) А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М)
Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т) Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не ϲʙᴏбодно проходит ϶ᴛᴏт звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х) То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р) Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, данные звуки не ϲʙᴏбодно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку) Возьми ϶ᴛᴏ платьице и давай со мной произнесём данные звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ)
УПРАЖНЕИЕ 2
Игра с карточками.
А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте ϲʙᴏего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Не стоит забывать, что вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а ϶ᴛᴏ - сложный теоретический материал 1-го класса)
"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в кᴏᴛᴏᴩом ϶ᴛᴏт звук выходит из домика гулять.
(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Не стоит забывать, что вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета)
(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Не стоит забывать, что вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В ϶ᴛᴏй игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят ϲʙᴏбодно через рот - красные (гласные), а звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят не ϲʙᴏбодно - синие (согласные)
Отметим, что термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Игра " Дружба звуков ",
(Слуховое слогообразование)
МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, ɥᴛᴏбы они вместе прошли через рот ϲʙᴏбодно, вот так: ( МА) Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА) Стоит сказать - получилось?
А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет ϲʙᴏбодно вместе с (А) (РА)!
Отметим, что теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".
Возьмите в руки большой надувной мяч.
"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Отметим, что теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!
Подружись со звуком (У):
Мама:Ребенок
На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.
Например:
Мама:Ребенок:
"Произносим всё на (А),……(Р)" - " (РА) ""……(Л)" - "(ЛА)!"
" Произносим всё на (О),….;.(М)" - "(МО)""……(Л)" _ " (ЛО)!"
" Произносим всё на (И), ……(М)" - "(МИ)!" ……(Р)" - "(РИ)!" ……(С)" - "(СИ)!"
И т. д. с любыми звуками.
Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):
"Послушай, как дружат звуки с (И):
Стоит отметить - они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":
Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.
Вот и слуховое слогообразование Не стоит забывать, что ваш ребенок уже оϲʙᴏил!
4 серия занятий:
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Мама, научи читать - Л. П. Царева принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и ""Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)”") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Мама, научи читать - Л. П. Царева в любом онлайн-магазине.
(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016
6-7 лет ФФН
Цель:
1. Закрепить умение детей дифференцировать парные согласные в словах, предложениях.
2. Закрепить умение детей согласовывать слова в предложении.
3. Развитие фонематического слуха детей.
4. Развить временные представления.
5. Развивать зрительную память.
6. Расширять кругозор детей.
7. Воспитывать положительную мотивацию и интерес к учению.
Оборудование : индивидуальные карточки, цветные карандаши, картинки для предложений, предметные картинки, карточки – символы, сюжетная картина с деформированными предложениями, таблица «Характеристика звуков», прищепки – лошадки.
I . Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
Ну - ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II . Определение темы урока через проблемную ситуацию.
Какое время года наступило? (зима)
Назовите первый зимний месяц. (декабрь)
Назовите второй зимний месяц. (январь)
Назовите последний зимний месяц. (февраль)
Какие парные согласные есть в слове Ф ЕВ РАЛЬ? (В и Ф)
Мы продолжим работу с этой парой звуков.
III . Характеристика звуков: В, ВЬ, Ф, ФЬ
Вывешивается таблица.
В – согласный, звонкий, твердый.
ВЬ – согласный, звонкий, мягкий.
Ф – согласный, глухой, твердый.
ФЬ – согласный, глухой, мягкий.
IV . Отгадывание загадок. Определите место наших звуков в словах (в начале, в середине, в конце). Работа с карточками – символами.
1) Зверь я горбатый
Но нравлюсь ребятам. (верблюд)
2) С высока как важный граф
На меня смотрел …. (жираф)
3) Днем спит,
Ночью летает
Прохожих пугает. (Филин)
4) Сама пестрая
Ест зеленое
Дает белое, полезное. (Корова)
Составьте предложения с этими словами.
Назовите отгадки по порядку.
Начиная со второго слова.
Начиная с третьего слова.
Начиная с четвертого слова.
V . игра «Образование новых слов».
Из слова КОФТА берете по одной букве и добавляете в конец каждого из пяти слов, чтобы получились новые слова.
КОФТА
(Ответы: замок, шарф, торт, молоко, комната)
В каком слове есть дежурный звук? (Шарф)
Составьте предложение со словом шарф. Устно.
Физкультминутка.
Я называю разные слова, а вы выполняете команды. Если в слове звук В, то вы маршируете на месте, если Ф – делаете наклоны из стороны в сторону.
Вода, флаг, фонарь, ванна, корова, флакон, аквариум, футболка, кофта, волосы.
А теперь, если услышите звук ВЬ – подпрыгиваете, если звук ФЬ – приседаете.
Филин, ветер, веер, фильм, фирма, вилка, фигура, вешалка, Федя, весло.
VI . Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
По дороге белой гладкой
Скачут пальцы, как лошадки
Чок – чок, скачет резвый табунок.
1) стоя – с прищепками- лошадками.
2) сидя – используется кулак - ладонь
VII . Работа в тетради.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
На доске вывешивается картина.
Посмотрите на картинку. Прочитайте слова, состоящие из 6 букв. Запишите предложения в тетрадь.
Какая из букв, изучаемая нами сегодня здесь встречается? (В)
Подчеркните ее зеленым карандашом.
VIII . Работа с индивидуальными карточками.
Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова (соединить их стрелочками)
Мы видели в лесу…… софа
Мама купила новую ….. сова
Весной на полях много … влага
У туристов не оказалось …. фляга
В магазин пошел мальчик … Веня
IX . Игра «Закончи предложение».
Каждому ребенку предлагается карточка.
Закончите предложения, используя картинки.
Бабуля мне вяжет
Гости пили чай с фруктовыми
Федя осветил дорогу
Вера решила открыть
Мама варит варенье из
Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркнув В зеленым карандашом, Ф синим.
X . Игра «Четвертый лишний»
Я называю вам слова, а вы назовите лишнее слово. Выставляется предметная картинка лишнего предмета. Какой изучаемый нами звук в этом слове.
Кастрюля, диван , кружка, половник.
Портфель , брюки, носки, юбка.
Собака, кошка, медведь , лошадь.
Апельсин, банан, груша, клюква.
Корова , лиса, волк, белка.
Кроссовки, валенки, свисток , тапочки.
XI . Игра «Что изменилось?»
Запомните ряд картинок, закройте глаза. Логопед меняет их местами.
Что изменилось?
XII . Работа с крылатыми выражениями.
Как вы понимаете выражение «Всему свое время».
XIII . Итог.
С какой парой звуков мы работали?
Какой звук я загадала?
Согласный глухой твердый.
Согласный звонкий твердый.
Согласный глухой мягкий.
Согласный звонкий мягкий.
Все молодцы! Спасибо!
Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом. Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.
Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов. Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки. Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще . Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.
Для детей 2−3 лет
Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, . Начните с игры «Кто тебя зовет?» . Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением. Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“». Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа. Игру можно усложнять, добавляя новых животных
Для детей 3−4 лет
В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.
В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“. А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее. Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей. По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.
Для детей 4−5 лет
Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки» . Разучите такое веселое двустишие:
За-за-за — во дворе стоит коза.
Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!
Детям очень нравится рифмовать слова. Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!». Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».
«Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.
Для детей 5−6 лет
«Поймай звук» . Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш]. Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.
«Стоп» . Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».
Для детей 6−7 лет
«Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.
«Чистоговорочки» . Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.
Для детей 7−8 лет
«Веселое предложение» . Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика». В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение. Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.
«Прятки» . Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике. Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее. Можете посоревноваться: выберите один звук и находите слова с ним по очереди. Победит тот, кто назвал больше.
Эти игры позволят не только развить и закрепить , но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.
Гульнара Ахматгалиева
«Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР
Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»
"Как научить ребенка слышать звуки "
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь . Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки , из которых состоит наша речь) . Это умение называется фонематическим слухом.
Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал .
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки , но его можно этому научить . Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки .
Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет . Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Цель предлагаемых игровых упражнений - научить его слушать и слышать . Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки . Предложите ему повторить слоги : са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова : Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук. Предложите выбрать нужную картинку : жук - сук; бом - сом; мишка - миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.
Игры для развития фонематических процессов.
«Услышишь - хлопни » .Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами , услышав определенный звук , хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах ?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например : шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка , какой звук есть во всех этих словах.
«Кто больше?» Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук . (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово ?»
Цели
Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук . Например : аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч , малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый ? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
«Что за звук спрятался в середине слова?»
Цели : развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова : зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук , но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук » и «буква» еще неизвестна.
«Что за звук в конце слова ?»
Цели : развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов : ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук .
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки . Условия подбора слов те же : звук должен звучать ясно , не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими : мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
«Нужное слово» .
Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале , середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук , определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале , середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей , предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука .
«Запоминайка» .
Цели
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например :
сумка-суп-сапоги
шапка-сын-шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков , развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего :
Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например :
на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука -. на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло -.
«Повтори и прибавь»
Цели : развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например : на звук [Ж] -
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д
«Звуковые песенки »
Цели : развивать фонематический анализ, синтез.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа : АУ - дети кричат в лесу, ИА - так кричит ослик, УА - так плачет ребенок . Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке , протяжно пропевая его, затем - второй.
«Сложи звуки » .
Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков , а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например : [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот» .
Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука , а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант - с гласными звуками А , У - У, А; И, О -. (О, И) У, О, А - А, О, У; Э, Ы,И-. (И,Ы, Э)
2 вариант - с твердыми согласными звуками
Па. ап, по-…оп и т. д.
3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками
Па –. пя, по -. пё и т. д.
«Цепочка» .Цели : развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего : дом - мак - кот - топор - рука.
«Назови лишнее слово» Цели : развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то , которое отличается от остальных.
Коса, коса, коза, коса.
Утенок, утенок, котенок, утенок.
Важно научить детей подбирать рифмы . Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов . Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
«Футбол» Цели : развивать фонематические представления, слоговой анализ.
Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок -болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова :
no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.
Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.
Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний» .
«Третий лишний» Цели :развивать фонематические представления, слуховое внимание,
Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то , которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
Мак-бак-банан
Сом-индюк-ком
Лимон-вагон-кот
Так-рак-веник
После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.
«Доскажи словечко»
Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка) .
Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха) .
Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке. (жук) .
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка) .
Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки) .
Не полезет Влад на ель : у него в руках. (портфель) .
То назад, то вперед может плыть. (пароход) .
Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах , расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка , придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем .