Введение. Художественная литература как искусство слова

«Виды искусства» - Введение в мировую художественную культуру. Наука. Театр. Архитектура. (От церк.-Слав. Культура и природа. А.П. Чехов рассказ «Дома». Литература. Духовная (традиции, обычаи, представления и знания о природе, о самом себе). Телевидение. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения.

«Интерьер дома» - Стеклообои. Интерьер жилого дома. Кухня. Интерьер, Изящные вещи тонкий вензель на серебряной лодочке, а на скатерти - шелковая вышивка. Условия содержания комнатных растений. Пол для дома. Именно такую атмосферу постарались создать хозяева в своей небольшой квартире. в переводе с французского – «внутренний».

«Виды искусств» - Музыка и литература. Телевидение. Вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Дпи. На каких уроках в школе вы встречаетесь с искусством? Скульптура. Опираются на синтез искусств (слово, звук, изображение). Вид искусства включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм.

«Искусство фотографии» - Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Широкое распространение получила художественная фотография. Кино сегодня является одним из самых массовых видов искусства. Подберите музыкальное оформление к пре- зентации. Рекламный постер. Прокатный плакат кинофильма «Иван Грозный». А.Якубович «Полдень».

«Коллекция фотографий» - Музей изящных искусств в Хьюстоне один из крупнейших арт музеев США. Постоянная Коллекция включает работы представляющие историю фотографии с середины 19 века до настоящего времени. Коллекции фотографий в арт-музеях США 3. МУЗЕИ ИСКУССТВА ЮГА США. Истмана 1949. Директор-известный куратор и фотограф А.Оллман.

«Искусство и его виды» - Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Живопись, Литература - письменная форма искусства слова. ГРАФИКА - искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами. Искусство есть одновременно и сознание, и познание, и общение между людьми. Почтовое искусство - изготовление почтовых открыток.

Всего в теме 12 презентаций

Cлайд 1

Cлайд 2

Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь.

Cлайд 3

Познавательные перспективы литературы: С помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с умственной, мыслительной стороны; С помощью слова литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором; Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль. * *

Cлайд 4

Роберт Рождественский * * Я в глазах твоих утону - Можно? Ведь в глазах твоих утонуть - счастье! Подойду и скажу- Здравствуй! Я люблю тебя очень- Сложно? Нет не сложно это,а трудно. Очень трудно любить- Веришь? Подойду я к обрыву крутому Падать буду- Поймать успеешь? Ну,а если уеду- Напишешь? Только мне без тебя трудно! Я хочу быть с тобою- Слышишь? Ни минуту,ни месяц,а долго Очень долго,всю жизнь- Понимаешь? Значит вместе всегда- Хочешь? Я ответа боюсь- Знаешь? Ты ответь мне,но только глазами. Ты ответь мне глазами- Любишь? Если да,то тебе обещаю, Что ты самым счастливым будешь. Если нет,то тебя умоляю Не кори своим взглядом,не надо, Не тяни за собою в омут, Но меня ты чуть-чуть помни...... Я любить тебя буду- Можно? Даже если нельзя...Буду! И всегдя я приду на помощь, Если будет тебе трудно!

Cлайд 5

Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли (фольклор), однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер.

Cлайд 6

Литература - один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография Слово - выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Вначале было слово... Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.

Cлайд 7

Строительный материал скульптуры, живописи, кино - глина, краска, кинопленка - предварительно социально обработан, «очеловечен». Строительный материал литературы - слово Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная рыба. Слово - вербальный знак.

Cлайд 8

И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру. * * Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"? Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"? С. А. Есенин

Cлайд 9

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; Пушкин в «Медном всаднике» - скульптурный образ Фальконе.

Cлайд 10

В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. * *

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами: * * Жанры Стили

Cлайд 14

Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой - с философским трактатом.

Cлайд 15

Формы эссе письмо слово открытое письмо речь очерк Адресаты читатели аудитория друг собеседник человек, с которым спорят * *

Cлайд 16

* * Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.Эльяшевич

Cлайд 17

ЛЮБОВЬ То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911, Царское Село * * А.Ахматова

Cлайд 18

Задание: Написать эссе. Примерные темы литературно-публицистического эссе: «Говорят, что любовь - это дар божий. Так ли это?» «Тот, кто и никогда не искал ни дружбы, ни любви, в тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил» (Жан Поль) «Любовь- это желание жить» (М.Горький) «Любить глубоко-это значит забыть о себе» (Ж.Ж Руссо) «Самое большое счастье в жизни-это уверенность,что тебя любят» (В.Гюго). «Любовь придаёт благородство даже и тем,которым природа отказала в нём» (В.Шекспир).

Cлайд 19

Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери. * * Вероника Тушнова

Cлайд 20

Cлайд 21

Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур * * .

Cлайд 22

«Вечные образы» - художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI - XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI - начало XVII в.), - нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. * *

Cлайд 23

Основные средства художественной выразительности ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)

Cлайд 24

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) Основные средства художественной выразительности

Cлайд 25

Основные средства художественной выразительности МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кроме литературы, чем и дышать, Опускаясь на дно морское… М.Щербаков. Целое лето

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Стихи русских поэтов о писательском труде, о роли писателей в обществе

Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.

А.Ахматова Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б.Пастрнак Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.

Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

“ Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года - Им не сойтися никогда!

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Ответить письменно на один из вопросов: Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина? Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках? Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык. Домашнее задание

Спасибо за урок!!!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека. «Человек - двуногое животное, но без перьев», - утверждал Сократ. «Человек - общественное, политическое животное», - возражал Аристотель. Человека называли существом созидательным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим. ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

3 слайд

Описание слайда:

Самым распространенным определением стало: homo sapiens - человек разумный. Но это разумное существо в течение тысячелетий невозможно представить еще без одного свойства. Какого? ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

4 слайд

Описание слайда:

Разумный человек, как пра­вило, - homo legens - человек читающий. Процесс чтения возводится в ранг важнейшей человеческой потребности, наряду с разумом, деятельностью, общением. ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

5 слайд

Описание слайда:

Портрет эпохи Память человечества Зеркало на большой дороге Пейзаж на столе Собеседник Дитя разума Тело мысли Машина времени Учебник жизни Кусок дымящейся совести Источник знаний Портрет души Запечатленное время Что это?

6 слайд

Описание слайда:

Всматриваясь в эти определения, можно заметить, что они разделяются на три группы, даются с трех разных точек зрения: с точки зрения автора, текста, читателя.

7 слайд

Описание слайда:

Таким образом, книга - не просто текст под переплетом. Она включена в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет средний элемент коммуникативной цепочки Автор (Писатель) - Книга (Произведение) - Реципиент (Читатель) Эстетическое общение

8 слайд

Описание слайда:

Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него. Такого читателя поэт О. Э. Мандельштам называл провиденциальным собеседником, другой поэт, М. И. Цветаева, - абсолютным читателем, прозаик А. Н. Толстой - составной частью искусства. Читатель

9 слайд

Описание слайда:

Читать - это значит писать. Отраженно, ослаблено, в иной потенции, но мы пишем «Евгения Онегина», когда «Евгения Онегина» читаем. Если читатель сам в душе не художник, он в своем авторе ничего не поймет Ю.Айхенвальд о читателе

10 слайд

Описание слайда:

Разные книги читают с разными целями. Чтение, как выразился один философ, - это «труд и творчество». Почему? Труд и творчество

11 слайд

Описание слайда:

Книге в ее современном виде около шестисот лет. Долгое время она считалась двигателем прогресса, высшим достижением культуры. «Типографским снарядом» называл книгу А.С. Пушкин. Однако к середине XX века положение стремительно изменилось. В сфере культуры агрессивно утвердились так называемые аудио­визуальные средства общения, основанные не на слове, а на картинке (кино, телевидение, компьютерные технологии). Уже провозглашен конец книжной «галактики Гуттенберга» и наступление новой «зрелищной» эпохи, превращающей весь мир в большую электронную деревню. Слово или картинка?

12 слайд

Описание слайда:

В конце 1950-х годов американский писатель Рэй Брэдбери написал мрачную антиутопию «451° по Фаренгейту». Люди в обществе будущего сидят запертыми в огромных телевизионных комнатах, уставившись в экран. А пожарные занимаются тем, что сжигают дома тех обитателей, которые еще пытаются хранить и читать книги. Но в борьбе с этим насилием возникает противодействие. Сторонники прежней культуры бегут из телевизорного города и сами становятся живыми книгами, надеясь на будущее возрождение. «451° по Фаренгейту»

13 слайд

Описание слайда:

Мрачная антиутопия Брэдбери в полном объеме, к счастью, не осуществилась, хотя книги преследовали и уничтожали в разных странах: в гитлеровской Германии, сталинском СССР, Китае и Кампучии. Рукописи не горят?

14 слайд

Описание слайда:

Существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей. Иосиф Бродский о книге

15 слайд

Описание слайда:

Даже политический выбор Бродский предлагает делать по литературным признакам. «Я не призываю к замене государства библиотекой - хотя мысль эта неоднократно меня посещала, - но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя.. Иосиф Бродский о книге

16 слайд

Описание слайда:

Книга в современной культуре действительно находится в сложном положении. Конфликт слова и картинки приобретает очень острые формы, и способы его разрешения скрыты во мгле будущего. Слово или картинка?

17 слайд

Описание слайда:

В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение - занятие глубоко индивидуальное и творческое, - утверждает Бродский. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает н поднимает его, хотя и не делает более счастливым. Творческое восприятие

18 слайд

Описание слайда:

В своей статье «Россия: национальный вопрос», напечатанной в одном из прошлогодних номеров «Независимой газеты», Президент страны Владимир Путин предложил опросить отечественных культурных авторитетов и сформировать список 100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник российской школы. Так появился проект «Формирование перечня 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению». Конкурс на его реализацию выиграл Санкт-Петербургский государственный университет, заказчиком выступило Министерство образования и науки РФ. 100 КНИГ Если бы хам прочёл бы хоть 20 книг в жизни, наверно бы, выражался чуть по другому …

19 слайд

Описание слайда:

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга 2. Айтматов Ч. И дольше века длится день…/ Белый пароход 3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым 4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете 5. Арсеньев В. Дерсу Узала 6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба 7. Бабель И. Одесские рассказы/ Конармия 8. Бажов П. Уральские сказы 9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика ШКИД 10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого) 11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег 12. Боханов А. Император Александр III 13. Булгаков М. Белая гвардия 14. Булычев К. Приключения Алисы 15. Бунин И. Темные аллеи 16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников 17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился 18. Вернадский Г. Начертание русской истории 19. Волков А. Волшебник Изумрудного города 20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка/ Чук и Гек 21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения 22. Гиляровский В. Москва и москвичи 23. Гончаров И. Обыкновенная история 24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2-х книгах)/ Россия: история успеха 25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам 100 КНИГ

20 слайд

Описание слайда:

26. Гумилёв Л. От Руси до России 27. Гумилев Н. Стихотворения 28. Деникин А. Очерки русской смуты 29. Джалиль М. Моабитская тетрадь 30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы 31. Достоевский Ф. Идиот 32. Драгунский В. Денискины рассказы 33. Дудинцев В. Белые одежды 34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион 35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата 36. Ильин И. О России. Три речи 37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок 38. Ишимова А. История России в рассказах для детей 39. Искандер Ф. Сандро из Чегема 40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга 41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания 42. Катаев В. Белеет парус одинокий 43. Кондратьев В. Сашка 44. Кончаловская Н. Наша древняя столица 45. Крапивин В. Мальчик со шпагой 46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах 47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет 48. Лагин Л. Старик Хоттабыч 49. Лесков Н. Очарованный странник 50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII - XIV вв. 100 КНИГ

21 слайд

Описание слайда:

51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий 52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь 53. Некрасов В. В окопах Сталинграда 54. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей/ Незнайка на Луне/ Живая шляпа / Мишкина каша 55. Обручев В. Земля Санникова 56. Олеша Ю. Три толстяка 57. Островский Н. Как закалялась сталь 58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона 59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры 60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая 61. Петрушевская Л. Рассказы и повести 62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке 63. Прутков Козьма. Сочинения 64. Распутин В. Прощание с Матерой 65. Рождественский Р. Стихотворения 66. Рубцов Н. Стихотворения 67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре 68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел 69. Самойлов Д. Стихотворения 70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые 71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине 72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом 73. Токарева В. Рассказы и повести 74. Толстой А. Князь Серебряный 75. Толстой Л. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина 100 КНИГ

22 слайд

Описание слайда:

76. Тукай Г. Шурале 77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара 78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот 79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром 80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви 81. Хетагуров К. Стихотворения 82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева 83. Шукшин В. Рассказы 84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой девятнадцатый век 85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь 86. Ян В. Чингисхан. Батый. К последнему морю 87. Янин В. Я послал тебе бересту 88. Эпосы, былины, летописи Алпамыш 89. Гэсэр 90. Давид Сасунский 91. Джангар 92. Калевала 93. Кёр-оглу 94. Манас 95. Олонхо 96. Урал-батыр 97. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым 98. Повесть временных лет 99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.) 100. Сказки народов России (сост. Ватагин М.) 100 КНИГ

23 слайд

Описание слайда:

Лучшее, самое светлое в нашей истории - это литература и культура. Русская литература, особенно XIX века, - одно из высших достижений мировой культуры. Важная часть памяти человечества, к счастью, существует на русском языке. Самое лучшее и светлое

24 слайд

Описание слайда:

Отбор произведений, которые считаются классикой, производится не отдельными людьми по чьей-то директиве. Это результат совокупных усилий, которые называются историей. А. Пушкина и Н. Гоголя читают почти двести лет и будут читать еще через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Почему? Настоящая литература учит самым простым и самым сложным пещам; видеть мир, ценить воображение и понимать человека. Самое простое и самое сложное

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Назовите известные вам науки. Условно они делятся на гуманитарные, естественные, обществен­ные и технические. Попытайтесь дать краткое определение, что такое наука. Наука (Система знаний о природе, человеке, обществе и о способах воздейст­вия на окружающий мир.)

27 слайд

Описание слайда:

Что такое искусство, литература? Познание (Творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Что сближает научное и художественное познание и какова их общая цель? (Это духовная деятельность человека. Своей целью она имеет познание мира, человека, общества и воздействие на развитие человека и общества.)

28 слайд

Описание слайда:

Некоторые люди рассуждают так: наука развивает человека и общество, облегчает его жизнь, освещает его путь в будущее. А искусство - это- вымысел, развлечение, отдых. Разве это труд - почитать интересную книжку, послушать музыку, сходить в картинную галерею... Можно ли согласиться с такими выводами?

29 слайд

Описание слайда:

«До тридцатилетнего возраста или даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия, например, произведения Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли, и еще в школьные годы я с огромным наслаждением читал Шекспира, особенно его исторические драмы... Находил большое наслаждение в живописи и еще больше - в музыке. Но вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки... Я почти потерял также вкус к живописи и музыке... Кажется, что мой ум стал какой-то машиной... Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья» . Чарльз Дарвин Познакомимся с мнениями трёх великих учёных XIX и XX веков

30 слайд

Описание слайда:

Нобелевский лауреат источник высшего счастья находил вовсе не в науке. Вот его откровение: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс» (немецкий ученый). Эйнштейн также высоко ценил Гомера, Шек­спира, Сервантеса, Гете... Альберт Энштейн

31 слайд

Описание слайда:

«Когда-то я полагал, что только точные науки занимаются настоящим делом. Но эти науки никогда не дадут объяснение феномену человека, неписаным законам, по которым он живет, и сопряженным с ними этическим по­нятиям - справедливости, совести, умению прощать...». Борис Раушенбах Борис Раушенбах – академик, стоящий у истоков космической науки.

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

Искусство действительно не открывает законов природы, не создает материальных благ, не избавляет от телесных болезней. Но оно открывает читателю мир души человека, мир прекрасного. Мир прекрасного

34 слайд

Описание слайда:

Наука и искусство взаимосвязаны. Подумайте, в чем эта взаимосвязь? Взаимосвязь науки и искусства (Научные открытия обогащают писателя, художника, композитора пониманием бесконечной сло­жности окружающего мира. Искусство обогащает ученого духовностью, вдохновением. Кстати, подводные лодки, самолеты и мно­гое другое были созданы писателями-фантастами задолго до того, как их спроектировали ученые.) .

35 слайд

Слайд 1

Prezentacii.com
Литература как искусство слова

Слайд 2

Искусство

Слайд 3

Искусство
Скульптура
Театр
Цирк
Киноискусство
Балет
Архитектура или зодчество
Литература
Музыка
Живопись

Слайд 4

Образное осмысление действительности:
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Скульпту́ра - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов.
Теа́тр - зрелищный вид искусства, представления в театре.
Цирк- вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

Слайд 5

Киноиску́сство - вид искусства, основанный на технической основе кинематографа.
Балет- вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Архитектура или зодчество - искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы).
Литература
учебник стр. 3
Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Слайд 6

Левитан «Золотая осень»
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (1825)
Петр Ильич Чайковский (1840-1893 г.г.)
Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь»

Слайд 7

Какими средствами пользуются художник, композитор и поэт, чтобы создать картину осенней природы?

Слайд 8

С помощью цвета красок создает картину осенней природы.
С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа.
Рисует картину осенней природы словами. Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Чайковского, и краски картины Левитана.

Слайд 9

«ЛИТЕРАТУРА» -
Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова «litera», то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.

Слайд 10

Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза “жёлтою резьбой блестит в лазури голубой.
Д. Кайгородов
Листопадное дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной, до 30 м высоты. Кора гладкая, белая, у старых деревьев при основании ствола - черная, с глубокими трещинами. Ветви повислые, красно-бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавочками. Почки клейкие, красно-бурые, с бальзамическим запахом и слегка вяжущим смолистым вкусом. Листья длинночерешковые, очередные, треугольно- или ромбически-яйцевидные, с сердцевидным основанием, молодые - клейкие, позже покрыты железистыми бородавочками