Скитания русского офицера дневник. Уникальный дневник иосифа ильина времен первой мировой войны

Первые 2 листал уже, присматриваюсь, темы вполне по мне)
Третью пока раскрытой(а они запечатаны, т.к. тма еще диск) не видел. Если судить по содержанию то "академическое", а я не особо такое. Хотя наличие 150 фото интригует. вообщем хочу полистать, тогда решу)

Ильин И.С. Скитания русского офицера: Дневник Иосифа Ильина. 1914–1920 / Иосиф Ильин; [подгот. текста, вступ. ст. В.П.Жобер, примеч. В.П.Жобер и К.В.Чащина, разработка карт-схем Т.В.Русиной].
Русский офицер Иосиф Сергеевич Ильин (1885–1981) прожил долгую жизнь, часть которой пришлась на один из самых катастрофических периодов российской истории. Первая мировая война, крушение самодержавия, Октябрьская революция, Гражданская война - вот исторический фон дневникового повествования. Но автор вместе со своей семьей оказывается не «на фоне», а в самой гуще тех событий…
Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся российской историей ХХ века.

27 февраля 2017 года в 18.00 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на представление книги И.С.Ильина «Скитания русского офицера. Дневник Иосифа Ильина. 1914–1920» (М.: Книжница/Русский путь, 2016).

Дельвиг Ан.А. Записки барона Анатолия Александровича Дельвига / Анатолий Дельвиг; .
Воспоминания барона Анатолия Александровича Дельвига выходят в год 80-летия со дня смерти автора и охватывают значительный период - с конца 1880-х по 1930-е годы. Он свидетель двух эпох, очевидец великого исторического перелома. Как и многие представители дворянской интеллигенции, он не принял революцию, однако остался в России и продолжал работать на благо родины, считая своим личным долгом помочь ей в тяжелое время. Жанр семейной хроники в мемуарах Дельвига преодолевается практически сразу: историк по образованию и аналитик по складу мышления, автор по ходу повествования касается многих социальных и философских проблем. Издание адресовано широкому кругу читателей.

Лейб-гвардии Конная Артиллерия в боях и операциях Великой войны. 1914–1917. Материалы для истории / Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына;

В сборник включены три работы из архива Общества взаимопомощи офицеров лейб-гвардии Конной Артиллерии в Париже (передан потомками членов Общества в Дом русского зарубежья им. А.Солженицына в 2014 г.). Авторы воспоминаний, посвященных Первой мировой войне, - великий князь Андрей Владимирович (1879–1956), полковники В.С.Хитрово (1891–1968) и Б.А.Лагодовский (1892–1972). Впервые публикуются материалы, в том числе около 150 фотографий , ярко и содержательно отражающие боевую страду гвардейской Конной Артиллерии: поход в Восточную Пруссию, участие в боях в Польше и Галиции. При этом воскрешается память о многих русских воинах - генералах, офицерах и нижних чинах, свято исполнивших свой воинский долг на полях сражений. На прилагающемся к изданию электронно-оптическом диске записаны схемы боевых действий, а также краткий исторический очерк лейб-гвардии Конной Артиллерии, составленный К.В.Киселевским (1897–1974).

В конце 2017 года в Москве в издательстве «Книжница/Русский путь » вышла книга «Скитания русского офицера. Дневник Иосифа Ильина. 1914-1920» под редакцией его внучки Вероники Жобер, заслуженного профессора Университета Сорбонны.

Иосифа Сергеевича Ильина мы считаем своим земляком. В селе Самайкино под Сызранью (ныне Новоспасский район Ульяновской области) было имение его жены Е.Д. Воейковой, где подолгу жила семья Ильиных. Там они встретили революцию, оттуда их путь лежал в Харбин. Спустя почти сто лет, обнаружив в российском архиве дневник деда, Вероника Жобер проделала колоссальную работу: перенесла рукопись в 500 страниц на электронный носитель, подготовила примечания, нашла издателя. Так она увековечила И.С. Ильина, подарив ему вторую жизнь.

В аннотации Вероника Жобер пишет: «Дневниковые записи русского офицера Иосифа Сергеевича Ильина (1885, Москва - 1981, Веве, Швейцария) охватывают 1914-1920 годы — переломный период истории России XX века. Яркое эпистолярное свидетельство запечатлело ужасы Первой мировой войны, роковые перемены, повлеченные Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, участие автора в Гражданской войне на стороне белых, великий исход российских изгнанников через Сибирь вместе с армией Колчака… Описание этапов драматического жизненного пути, выпавшего на долю будущих эмигрантов, оказавшихся в Маньчжурии, перемежается картинами природы и философскими размышлениями Ильина о смысле жизни и о будущем России, не потерявшими актуальность по сей день».

27 февраля 2017 года в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына при непосредственном участии Вероники Жобер состоялась презентация книги. Она уже поступила в библиотеку музея и Дворец книги.

7 марта отметила свой 100-летний юбилей симбирская уроженка, эмигрантка первой послереволюционной волны, парижанка Ольга Иосифовна Ильина-Лаиль. Летом 1918 года она годовалым ребёнком вместе со старшей сестрой Наталией (писательница Н.И. Ильина) была увезена родителями Иосифом Сергеевичем Ильиным и Екатериной Дмитриевной Воейковой-Ильиной из родового симбирского имения при селе Самайкино (ныне Новоспасский район Ульяновской области) в далёкий китайский город Харбин. Там прошло её детство и в нищете и лишениях.

Выйдя замуж, Ольга Иосифовна жила в Лондоне и Париже, воспитывала дочерей Веронику (В. Жобер, заслуженный профессор Сорбонны и большой друг музея) и Екатерину. В 1947 году её сестра Наталия Иосифовна Ильина вернулась в Россию, к ней из Шанхая вскоре перебралась Екатерина Дмитриевна. В 1961 году Ольга Иосифовна впервые побывала в Советском Союзе в Москве, чтобы встретиться после долгой разлуки с родными. С тех пор она стала часто бывать в нашей стране. В Париже организовала благотворительный комитет в помощь одному из московских детских домов, куда ежегодно перечислялись деньги.

В 2002 году она, посетила Ульяновск. «Это была моя заветная мечта - увидеть места, где я появилась на свет», - сказала она при встрече. Последний раз Ольга Иосифовна приезжала в наш город в июне 2012 года в дни 200-летнего юбилея И.А. Гончарова. Ей было 95 лет! Живая и энергичная, всегда подтянутая, интересующаяся всем и вся - она своим видом внушала оптимизм всем, кто присутствовал на праздничных мероприятиях. Ольга Иосифовна - автор двух книг мемуаров: «Восточная нить » (2003) и «Восток и Запад » (2007). А в фонды нашего музея от её семьи поступили материалы дворян Ильиных и Воейковых Мы поздравляем Ольгу Иосифовну с юбилеем и желаем ей здоровья.

Вероника Жобер . Из Селищ в Харбин

Дневник Иосифа Ильина

1914
1915
1916
1917
1918
1919
1920

Указатель имен

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

В 2014-м была годовщина начала Первой мировой войны - как ее называют в Европе, «забытой войны» для России, а также столетие со дня рождения Наталии Иосифовны Ильиной. Тогда же вышел частично в журнале «Октябрь» дневник ее отца, моего деда, Иосифа Сергеевича Ильина, а спустя некоторое время в «Звезде» были опубликованы его воспоминания за 1914–1916 годы. И вот теперь, благодаря издательству «Русский путь», мне дана возможность издать полностью все то, что автор назвал «воспоминаниями биографического характера» за 1914–1920 годы. Это рассказ очевидца немаловажных исторических событий, наделенного острым даром наблюдения и обладающего несомненным литературным талантом. Накануне предстоящих годовщин, целого ряда столетий: двух революций 1917 года, Февральской и Октябрьской, Брестского мира, поражения Германии в ноябре 1918 года, начала Гражданской войны, великого исхода колчаковской армии - эта книга должна заинтересовать широкий круг читателей в России.
Иосиф Сергеевич Ильин (1885, Москва - 1981, Веве, Швейцария) прожил, как ему предсказывала французская гадалка в Петербурге, долгую жизнь, часть которой пришлась, как он сам считает, «на самый интересный и грандиозный период в жизни русского народа». Современный читатель, который знает историю страшного для всего мира и в особенности для России ХХ века, вероятно, удивится пафосу и оптимизму таких эпитетов, но согласится с тем, что записки очевидца того времени представляют несомненный интерес.
Данная публикация на самом деле настоящий дневник Ильина тех лет, насчитывающий 463 страницы, хранящийся теперь в Государственном архиве Российской Федерации. Как известно, многие русские, попавшие в эмиграцию после Октябрьской революции 1917 года, посылали свой личный архив в Прагу. Осенью 1937 года Ильин сумел переправить туда из Харбина свои дневники за 1914–1937 годы. А очутился он в Маньчжурии 3 февраля 1920 года, после шести лет невероятных мытарств, начавшихся с мобилизации 1914 года. Иосиф Сергеевич прожил долгие, оказывается, годы в эмиграции в Маньчжурии. Отметим сразу иронию судьбы: он оказался в эмиграции в том самом городе, о котором, как он записал 8 января 1916 года, он не имел никакого понятия.
Эти дневниковые записи, начатые более ста лет назад, в 1914 году, написанные по свежим следам знаменательных исторических событий, свидетелем которых он оказался, на самом деле бесценны: изложенным в них фактам и комментариям, записанным молодым еще человеком, можно верить как правдивому и непосредственному свидетельству. Видимо, Ильин отредактировал свои записки уже в Харбине, прежде чем отправить в Прагу. В 1938 году он пишет: «Теперь в архиве хранятся мои дневники с 1914 г. по 1937 г. <...> Я перед собой не скрываю, что я горд этим и чувствую глубокое нравственное удовлетворение, что после себя оставляю этот документ».
Наличие множества архивных материалов, нередко частного происхождения, которые стали доступны и публикуются теперь в России, доказывает, что представители эмиграции первой волны прекрасно понимали цену таким документам и всячески старались их сохранить, несмотря на все превратности судьбы. Кроме Иосифа Сергеевича, вспомним его жену, которая берегла как зеницу ока письма своей матери, Ольги Александровны Толстой-Воейковой. И диву даешься, каким чудом все уцелело! Ведь эти письма, начиная с 1920 года вплоть до октября 1936-го, когда скончалась теща Иосифа Сергеевича, кочевали по разным сперва харбинским, затем шанхайским тесным квартирам, жалким комнатам в пансионах, пережили японскую оккупацию Маньчжурии (с 1931 года), переезд в Шанхай и разразившуюся Вторую мировую войну, наконец, наступление коммунистического маоистского режима. В 1954 году они были благополучно привезены Екатериной Дмитриевной Ильиной из Китая в Москву в сундуке, набитом семейным архивом, что вызвало негодование дочери Наталии Иосифовны. Вместо этого бумажного хлама (так ей тогда казалось) она надеялась найти ценные, особенно в то время, шубы и другую одежду, годную на продажу или обмен.
Об Иосифе Сергеевиче Ильине известно в России, в частности, из автобиографической прозы его старшей дочери, писательницы Наталии Иосифовны Ильиной. Наталия Ильина, приступившая после сатиры к новому для нее жанру, биографической прозе, написала об отце уже после его смерти: «...Я никогда о нем не говорила. <...> Всем же было известно, что он нас оставил, когда мы с сестрой были еще школьницами, нам не помогал, мать билась одна, ей все сочувствовали (“труженица, героиня”), нас с сестрой жалели, нам это казалось унизительным, об отце, о неудачной семейной жизни родителей говорить не хотелось, но и без нас все всем было известно…» Тем не менее через столько-то лет, пытаясь восстановить его облик, писательнице удалось, кажется, несмотря на накопившуюся обиду, обрисовать беспристрастный портрет. «Невоздержан был этот человек, только что вырвавшийся из братоубийственной войны, невоздержан “в страстях своих”! Первые годы харбинской жизни он еще не снимал полувоенной формы - защитного цвета гимнастерки с глухим воротом, подпоясанной ремнем, зимой носил охотничью куртку, на вешалке в передней висела его офицерская фуражка. Маньчжурскими зимами, малоснежными, с ледяными ветрами, ходил с непокрытой головой (темные волосы бобриком, позже - косой пробор), чем обращал на себя всеобщее внимание. Был он строен, спортивен, моложав, шутник, остряк, душа застолий...»
Младшая дочь Иосифа Сергеевича, Ольга Иосифовна Лаиль, тоже вспоминает о нем в своей автобиографической книге , как и его жена, Екатерина Дмитриевна Воейкова-Ильина, в дневниках, письмах и воспоминаниях .
Сам Иосиф Сергеевич много писал. В эмиграции выходили его статьи сначала в Харбине в 1920-е годы (он, в частности, работал в эмигрантской газете «Русский голос»), а затем в 1960-е годы в США, в калифорнийской газете «Русская жизнь» и в знаменитом русскоязычном «Новом журнале», да еще в парижской «Русской мысли», которая в 1981 году «с прискорбием извещает о кончине своего долголетнего сотрудника и друга». <...>

РЕЦЕНЗИИ

Виктор Леонидов

Среди всеобщего одичания

Колчак и Деникин, войны и революции, банда, которую называют дивизией, и церковь, построенная декабристами

НГ-ExLibris. 01.06.2017

То, что представители рода Ильиных не были обойдены литературным талантом, хорошо известно. Вспомним хотя бы Наталью Иосифовну Ильину, чьи фельетоны так любил Твардовский и с которой дружили Александр Вертинский и Корней Чуковский. В своих воспоминаниях «Время и судьбы», открывшей для советского читателя мир эмиграции в русском Харбине, она оставила такой портрет своего отца, Иосифа Сергеевича Ильина (1885–1981), офицера царской армии, потом эмигранта: «Невоздержан был этот человек. Только что вырвавшийся из братоубийственной войны, невоздержан в страстях своих. Первые годы харбинской жизни он еще не снимал полувоенной формы - защитного цвета гимнастерки с глухим воротом, подпоясанной ремнем...»

Впоследствии Ильина не раз вспоминала об атмосфере «ущербности, безвыходности, тоски», царствовавшей среди российских изгнанников на китайской земле. Тень отца-белогвардейца, доживавшего свой век в Швейцарии, всегда висела над советской писательницей Ильиной, вернувшейся из Харбина в СССР еще в 1948 году.

И вот сегодня внучка Иосифа Ильина, живущая в Париже неутомимая подвижница русской культуры Вероника Жобер выпустила эту книгу. Диву даешься, как записки эти вообще уцелели в огне революции и Гражданской войны, в бесчисленных переездах по России и Китаю. Еще до Второй мировой Ильин передал их в Русский заграничный архив в Праге, который после 1945 года был перевезен в СССР и ныне хранится на Пироговке, в Государственном архиве РФ. Именно там их нашла и подготовила к изданию Вероника Жобер.

Итак, прежде всего перед нами дневники, написанные ясной русской прозой. Написаны они в «окаянные дни», времена, тьма которых так пугает сегодня. Слишком пугающе похожи порой бывают события прошлого и настоящего: «Дорога шла сначала небольшим леском, потом полями. Необычайно было красиво, когда блеснула стальная гладь Волги. Что за река! Глядя на эту ширь, как-то не верится ни в революцию, ни во все это безобразие. И вот среди этой родной, русской, самой прекрасной в мире природы чувствуешь отчетливо каким-то подсознательным чутьем, что надвигается что-то громовое, неотвратимое, давящее, тяжелое».

Перед нами - большое полотно жизни русского офицера от Первой мировой до приезда в Харбин в начале 1920 года. И везде - четкая, без всяких умолчаний правда о том, что он видел во время скитаний по России, которые привели его сначала к Колчаку, потом в Китай: «Большая комната, скорее зал был наполнен солдатней самого гнусного вида. Солдаты расстегнутые и с хамскими лицами. Курят и плюются. Какой-то докладчик с фронта, чиновник военного времени, говорил с трибуны, почему немцы застали врасплох нашу дивизию и передушили газами. По его мнению, вся вина была на начальстве, которое умышленно решило не предупреждать готовящегося наступления… Мне таки хотелось выступить и сказать, что вся эта банда, которую он называл дивизией, забросила противогазы и на предупреждения офицеров отвечала, что немцы теперь скоро заключат мир».

Вместе с Ильиным мы оказываемся на фронтах Первой мировой в Польше и Галиции, пробираемся сквозь охваченную смутой Россию на Восток, видим непридуманные сцены беспрерывного насилия, расстрелов и грабежей среди всеобщего одичания. На страницах дневников мелькают и известные исторические фигуры - Деникин, Набоков, Унгерн, конечно, Колчак, которым Иосиф Сергеевич просто восхищается. Он не стесняясь пишет о потере достоинства многими офицерами, о том, что большевизм обусловлен прежде всего русской действительностью и не надо обвинять кого-то третьего. Завершаются «Дневники Иосифа Ильина» рассказом о последних днях в России у китайской границы: «Смотрели церковь, построенную руками декабристов, иконы, написанные ими самими, потом дом, где они жили, и их могилы… Вот люди, которые наивно революцией думали принести пользу и спасение России. Спасение от чего, спрашивается. Вот если бы они могли встать из гроба и поглядеть на дело рук своих, на всходы, которые дали зерна, ими брошенные…» Лучше и не скажешь.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА

(из библиотеки профессора Анатолия Каменева)


Сохранить, дабы приумножить военную мудрость "Бездна неизреченного"... Мое кредо: http://militera.lib.ru/science/kamenev3/index.html


Переход Суворова через Чёртов мост.

Художник А. Е. Коцебу

А. Савинкин

...И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН...

(Фрагменты из кн.: " Военная мысль в изгнании. Творч е ство русс кой военной эмиграции" )

Воины -- рыцари б елой идеи работали на будущую национальную историческую Россию . Россию, надежно защищенную от всяких "измов", а также внешних и внутренних хищников, всегда готовых напасть на нее в минуты слабости. Будущим поколениям они и постарались передать знамя своей духовной победы, уникальную военную мысль, горение духа, преемственность, заветы, белое дело... Главный урок , который был извлечен из неравной вооруженной борьбы, из истории, из скитаний на чужбине: Россия и впредь будет держаться своей арм и ей ; будущую российскую вооруженную силу, возможно, придется строить заново и обязательно на верных (исторических) основаниях, с расчетом на грядущие войны, без упований на вечный мир, "вооруженный народ", традиционное русское "авось" и "небось". Наученные горьким опытом разложения Императорской Российской армии в 1917 году они смогли определить процесс будущего военного строительства как самостоятельную творческую работу, в которой главное внимание уделялось бы историческому (органическому) развитию военной системы, укреплению и воспитанию духовного характера народа и армии, созданию совершенной военной организации. Только настоящая (качествен ная) армия спасет Россию, обе с печит ее будущее . Ни Императорская армия, ни Белые армии, ни Красная армия, ни Советские Вооруженные Силы не обладали совершенным качеством и, соответственно, не смогли решить эту задачу. Впредь положение должно измениться. Самой страшной военной опасностью , постоянно ставящей Россию на грань гибели, является плохая армия . Как только российская армия слабеет, разлагается, сразу же появляются внешние или внутренние агрессоры-поработители-экспериментаторы. Поэтому, чтобы выжить, нашему Отечеству требуется "пр и быльная" вооруженная сила, "победительное войско", "настоящая армия", армия, безусловно, хорошая и даже -- несмотря ни на что -- высшего типа. Эту истину усвоили уже и первые киевские князья , создавшие уникальную дружинно-ополченческую силу, и цари московского государства , при милиционной системе опиравшиеся на правильное военное дело, регулярное войско, полки "иноземного строя". Она стала ведущим мотивом п етровской военной рефо р мы , приведшей к появлению в России национальной профессиональной армии, расцвету русского полководчества. Забытая в XIX веке, эта истина вновь открылась после горького опыта русско-японской и мировой войн, в победах и поражениях белого движения... Спасение в качестве -- в "совершенном качестве" (И. Ильин). При всех внутренних проблемах армия -- всегда отбор лучших (дружина), самый качественный институт общества, причем такой, чтобы "одна мысль о существовании Армии не допускала в душах и желания беспорядков". На международной арене российская армия должна иметь авторитет лучшей в мире -- для обеспечения мирной собственной жизни, для выживания, не для отстаивания каких-то глобальных завоевательных, а тем более чуждых интересов. В самообороне Россия как и прежде может по-настоящему полагаться только на своих кровных военных союзников: армию, флот, казачество. при правильной постановке вопроса все это -- не только насущные, но и вполне достижимые цели. А. Керсновский : "Со времен Тридцатилетней войны первой армией в мире была созданная Густ а вом Адольфом шведская армия. Она сокрушала цесарские рати и польские ополчения. Но наступил день -- день Полтавы , -- когда ее знамена склонились перед др у гой армией -- юной армией Петра, одетой по-иноземному, но мыслившей по-русски и дравшейся по-русски. Прошли годы. Европа стала считать своей "лучшей армией" автомат Фридриха II . Победы этой армии-машины над армиями Франции и Австрии создали ей репутацию непобедимой. И вот это непобедимое дотоле войско встретилось на полях Бранденбурга с другим войском. Встретилось -- и перестало существовать... Та, сокрушившая пруссаков Фридриха сила была Русской Армией дочери Петра -- армией Румянцева и Салтыкова, думавшей по-ру с ски и по-русски дравшейся. Сменилось еще одно поколение -- и мир потрясли победы армии Французской республики. В ста сражениях разгромили Европу синие ее полубригады, но на полях Италии сами были сокрушены чудо-богатырями Суворова -- самым русским войском, которое когда-либо имела Россия. Стоило только когда-либо какой-нибудь европейской армии претендовать на звание "первой в мире", как всякий раз на своем победном пути она встречала н е унывающие русские полки и становилась "второй в мире". Вот основной вывод нашей военной истории. Так было и так будет".2 Армия высшего качества для России -- не роскошь, а жизненная необход и мость. Без нее -- погибель, рабство, колонизация, второсортность, позор и унижение. Сложная и трагическая история обусловила существование России как военной державы. Постоянная потребность защиты Отечества от внешних и внутренних врагов выработала особое отношение к Армии , предъявила высокие требования к национальной военной организации. От состояния армии, даже простого факта ее сохранения в повиновении, боеготовности нередко зависело решение вопроса о жизни и смерти российского государства (смутные времена XVII и ХХ веков). Отсюда -- стремление воспринимать Армию с большой буквы , а не как простое орудие государства, его обычный институт или средство вооруженной борьбы. Видеть в ней, прежде всего, жизненную основу существования России на все времена: "победительное российское войско" (А. Суворов), "централь ную цитадель нации " (М. Меньшиков), "рыцарский орден " (П. Краснов), "христолюбивое воинство " (И. Ильин), "могущественное орудие государс т венного самосохранения " (А. Деникин), "великое священное братство " (Н. Епанчин) и т.д. Она -- последняя надежда на спасение. И не только в смысле вооруженной защиты России, но и как монастырь, в котором выковывается и закаляется русский национальный характер, без чего не выдержать грядущих испытаний. И. Ильин : " Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости . Самое воинское звание и дело заставляют человека выпрямить хребет своей души , собрать свою распущенную особу, овладеть собою и сосредот о чить свою выносливость и мужественность. Все это элементарные предпосылки характера. Армия невозможна без дисциплины и усердия. Армия требует воинского качества. Она гасит в душах лень и похоть раздора. Она приковывает волю к вои н ской чести, чувство единства и солидарности -- к своей воинской части, сердце к родине. Это есть школа характера и государственно-патриотического сл у жения. В будущей России отношение народа к армии обновится и углубится. Народ не должен и не смеет противопоставлять себя своей армии, как это было перед револ ю цией. <...> "Мы" -- русский народ; и в нем -- наше особое, почетно-ответственное , знаменосно-собранное "мы", наша армия : наша честь, наша надежда, наша сила, основа нашего национального существования. Кость от нашей кости и кровь от нашей крови. Она состоит из нас; мы все в нее вливаемся; ее интерес -- наш инт е рес; ее победа -- наша победа; ее разложение -- наша гибель. Она -- представ и тельница нашего национального рыцарства; крепостная стена нашей национальной свободы. Принадлежность к ней -- не "воинская повинность", а почетное право. <...> Русский народ будет искать после революции радостного, искреннего единения со своей армией ; и он будет прав в этом, созидая ее с любовию и честью, и учась у нее служению, жертвенн о сти и характеру " 3 . Армия высшего качества -- это войско, которое, опираясь на народ , способно надежно защищать Россию от всяких врагов, одерживать над ними победы, самопочинно служить отечеству даже в условиях развала государственности. Это -- русская профессиональная армия XVIII века. Это -- белые добровольческие армии. Это -- народные армии в отечественных войнах России. Такие -- самые надежные, с точки зрения интересов России . Поэтому для русской армии дух, воспитание, традиции, верность, искусство -- первичны, материя, обучение, наука -- вторичны. Если в военном организме отсутствует "душа армии" -- нет высшего качества, нет героизма, служения, нет победы. Воинская повинность должна переживаться "как честь, как право, как доблестное служение" 4. Воспитание в духовности, личная духовность -- основной источник военного искусства, создания качественной армии: "Она (личная духовность. -- А.С.) нашла себе особое выражение в русской армии , где военная организация и личная доблесть шли рука об руку; где Суворов , идя по стопам Петра Великого, выдв и нул идею солдата как религиозно верующей и несущей духовное служение личности , где воинская инициатива и импровизация ценились всегда по заслугам"5. И. Ильин : "Когда будущие историки России захотят понять и осветить сущность белого движения, белой борьбы и белой идеи, -- они должны будут усвоить себе то основное духовное побуждение, которое владело и двигало белыми сердцами. Это побу ж дение было -- любовь к национальной России, живое могучее чувство ответстве н ности за все то, что в ней совершается и чувство собственного достоинства, чувство чести, уводившее людей в борьбу на жизнь и на смерть. Это были три главных источника, которым и в будущем суждено строить новую Россию, питая ее новое правосознание и созидая ее духовную культуру"6. Представители белой эмиграции полагали, что в эпоху необычайного развития военной техники, роста численности вооруженных сил, армии особенно важно быть живым средоточием волевой дисциплины, не только обучать, но отбирать и воспитывать солдат. П. Краснов, например, считал: армия как вооруженная толпа, невоспитанная заранее, в пору войны может дрогнуть перед врагом и чем лучше она будет владеть своим оружием, тем опаснее она станет для самого государства. К этому добавятся возможность внутренних беспорядков и стремление противника разложить моральный дух населения и армии, создать "пораженческую психологию". Воспитанная армия не допустит этого. Она будет иметь здоровый вид. Чем она воспитаннее, тем сдержаннее станет язык ее соседей, скромнее их притязания. Такая армия не побежит от неприятеля и не пойдет на военный мятеж. И вообще: "как же высоко должно быть воспитание Армии, из каких рыцарственных элементов она должна состоять -- для того, чтобы иметь право переступать через кровь ; для того чтобы быть готовой отдать все , -- покой и уют, семейное счастье, силы и самую жизнь -- во имя Родины, во имя спасения и блага"7. В связи с этим, моральному отделу в будущей национальной военной до к трине , полагал П. Залесский , "должно быть представлено главное место, ибо воспитание войск и народа важнее для войны, чем обучение и материальная подготовка: можно знать все и быть хорошо снаряженным и -- не хотеть жертвовать собою, и даже не хотеть подвергать себя лишениям и тягостям, всегда сопряженным с добросовестным исполнением обязанностей на войне. А потому, обучая и живя, надо пользоваться каждой минутой для воспитания войск в духе добросовестности, смелости и преданности интересам общего дела"8. Особое внимание воспитанию армии уделяется потому, что от нее зависит судьба России. Армия обеспечивает ей защиту от внешних и внутренних врагов, охраняет национальные границы, сохраняет территориальную целостность, оберегает честь и достоинство, предохраняет от позора и унижений. Необход и мо помнить о гла в ном: Н. Колесников : "Люди ассигнуют миллионы фунтов стерлингов, долларов, франков; строят пушки, стреляющие на 25 километров, подводные крейсера, армию воздушного флота, танки, представляющие собою крепости. Но они забывают ассигновать на самое главное -- на воспитание души тех, кто стоит у этих пушек, кто водит подводные лодки, кто скрыт за броневыми плитами танков и кто без этого воспитания повернет против них и танки, и пушки, и всю силу оружия"9. Армия высшего качества не возникает сама по себе. Требуются героические сверхличностные и личностные усилия, борьба на измор до победы, волевая дисциплина, служение (работа духа), но главное -- способность учиться на поражениях, неудачах, унижениях. Оказавшись в изгнании, русские офицеры сумели мужественно посмотреть правде в глаза , не поддались мифотворчеству, остались на почве горького, но реального исторического факта: и моральная победа белых, и физическая победа красных , все революционное военное строительство, противоборство 1917-1921 годов означали лишь общее поражение России, разрушение ее государственности и души. В неравной борьбе с большевистскими "полчищами", взросшими на милютинской "демократической" системе вооруженного народа и керенской "революционной" и "самой свободной армии в мире", в бесконечном изгнании отчетливо проявилась горькая мысль: ХХ век -- это только закономерная расплата за легкомысленное, несерьезное отношение к войнам, военному делу, военному искусству, армии. П. Залесский : "Армия непрерывно поглощает колоссальные средства, и все же постоянная хроническая "неготовность" тяготеет над нею. Еще в XVIII веке она кое-как преуспевает, выдвигая и таких военных людей, как Суворов, Румянцев, Багратион, Кутузов (дней Суворова, а не 1812 г.). Но XIX-й век в общем является почти сплошным поражением русского оружия!"10 Вечным символом анти-армии останутся полчища 1917 года, избиение оф и церов солдатами и матросами, комиссары и комитеты , "Декларация прав солдата", стремление опереться в борьбе на иностранные части: польские, чешские, английские, французские, сербские, греческие, эстонские, финляндские, японские и даже германские, -- как более надежные, дисциплинированные и организованные, чем русские, в тот период. В критических ситуациях русским генералам, а потом и белым вождям, не хватало не снаряжения и оружия, не численности войск, а военной иностранной помощи! Как гордился генерал Врангель тем, что организованно и с честью вывел на чужбину Русскую а рмию, а затем на протяжении нескольких лет сохранял ее костяк в дисциплинированном, боесп о собном виде ! Но для России такие войска нужны были в 1917, а не в 1922 году. Пройдут года, и будет поздно! На сроках есть своя печать. Разрабатывая основы будущей вооруженной силы, разве можно забыть, что желание поддержать Николая II -- законного Государя -- в момент его трагически-вынужденного отречения из всей 8-миллионной и мператорской (!) армии открыто высказали только два человека: командиры кавалерийских корпусов граф Келлер и хан Нахичеванский , что зимний дворец, а вместе с ним и законное временное правительство, защищали в октябре 1917 года "женщины-ударницы" и юнкера, что Московский кремль обороняли те же юнкера-мальчики, что последним верным войском самого Верховного главнокомандующего А.Ф. Керенского (на очень короткое время) оказался отряд казаков во главе с "царским генералом" П. Красновым , всего в 700 сабель, принимавший ранее участие в выступлении Корнилова. И совсем горькая истина, заставляющая серьезно задуматься. Мечтая на протяжении многих веков о "проливах и Константинополе", стремясь овладеть ими, русская армия в конечном итоге оказалась на турецкой земле, но в изгнании, причем ей было отказано даже в роли "сторожевого пса" (в несении охранной службы в районе проливов). В. Сидоров : "Очень нелишне поразмышлять над этой поразительной старороссийской, самодержавно-романовской, цензово-императорской закостенелой цельностью. Всего лишь осколок старой России доплыл до Босфора , но в этом осколке -- вся она, как была. Ничему не научилась за три года кровавой междуусобицы -- закармливает, запаивает своих погубителей и голодит голодом своих защитников. И где, где дни свои заканчивает! Это даже не ирония судьбы -- это злая насмешка. Босфор, проливы, Константинополь -- вековечная греза, цель, амбиция всех российских империалистов, от славянофилов и кадетов до "царст-вующих особ" и черносотенцев. Вы желали Царьград? Нате Царьград! 911-1920. От Олега, прибившего свой червленый щит на здешние ворота, -- до Врангеля, не взятого в сторожа к тем же воротам"12. Р. Гуль : "Бедный старичок! Он сидит в Константинополе чистильщиком сапог. И не верит, что когда-нибудь его впустят в Россию. <...> Трудно чистить чужие сапоги. Генералу Тынову у проливов трудно чистить в особенности, ибо проливы хотел генерал присоединить к Российской империи"13. И служили солдаты и офицеры некогда славной Императорской армии на чужбине Сербии и Болгарии, Парагваю и Уругваю, китайцам и японцам, Франко и Гитлеру, геройски сражались за чужие интересы в Иностранном легионе (умирая не за "святую Русь", а за "прекрасную Францию"), строили дороги и мосты, развлекали вчерашних союзников и противников русскими песнями и джигитовкой... и параллельно с этим осмысливали случившееся, чтобы сквозь него прозреть, наконец, самое существенное: армия России должна быть высшего качества, строиться на твердых исторических основаниях, опираться на творчество и самопознание. С легкомысленным отношением к войнам и военному делу, с авантюрными военными реформами и случайными импровизациями должно быть покончено раз и навсегда. Армия -- основа национального сущ е ствования России, не место для сомнительных экспериментов. Как главная охранительная сила российской государственности она требует особенно бережного отношения к себе, продуманной и твердой военной политики.

Консерватизм, творчество, самопознание

Устойчивая и постоянно развивающаяся армия (без эксцессов разложения и отставания) создается не столько "демократическими реформами", сколько культивированием и совершенствованием исторически сложившейся модели, которая наиболее отчетливо отражается в понятии "Русская армия". -- Именно так стала называться в конечном итоге и Добровольческая армия М. Алексеева -- Л. Корнилова -- А. Деникина -- П. Врангеля. -- и менно на этом главном осн о вании пытался воссоздать Сибирскую (Восточную) армию адмирал Колчак, отмечая, что она должна быть прежде всего "русской", регулярной, с соответс т вующими знаками и погонами. Как раз этого качества не хватало системе "вооруженного народа" Д. милютина, "самой свободной армии в мире" А. Керенского, более чем десятку национальных, белых, зеленых и красных армий, "демократически" возникших в начале гражданской войны. По отношению к России многие из них по сути дела были "иностранными", преследовали мировые или самостийные цели. И при этом фактически отсутствовала Единая Национальная Армия Великой и Неделимой России. Все это расстройство, разновекторное анархическое военное строительство , которое трудно назвать созидательным творчеством, стало возможным только из-за потери (или сознательного отрицания) исторических начал и института офицерства, из-за незнания и неизученности собственного опыта, из-за привычки жить за чужой духовный счет. Нельзя создавать что-то новое, если нет по л ных деловых знаний о России и армии -- основы гражданственности, верных волевых действий14. Русская военная мысль оказалась рассеянной во времени и пространстве. Она почти не занималась познанием России, постоянно запаздывала с исследованием современных войн, систематически не работала над созданием правдивой и полной истории русской армии15, обросла мифами и всяческим "вздором" (особенно за советский период), так и не смогла выбраться из плена западных военных теорий, стать подлинной основой военного строительства. Один из важных выводов эмиграции: отсутствует самопознание -- нет и правильного военного развития. Без самопознания, синтеза истории и теории, неблагодарной аналитической работы в области "своего, родного" (А. Геруа ), не определить исторических основ, не избежать ошибок, не создать систему государственных знаний. В этом случае лучше не творить, -- ничего хорошего не получится. "в се дело в самопознании, в изучении собственного опыта ", -- этот лейтмотив стал боевым лозунгом героической и обширной военно-мыслительной работы белых офицеров на чужбине. П. Залесский : "<...> Военное дело не изучалось серьезно. Никто не углублялся в него; никто не разбирался в прошлом так, чтобы отделить вымыслы от правды и сделать эту правду поучительной для будущего. О, это прошлое! Если бы мы знали его? Если бы знали его не по Иловайскому и другим "казенным" книжкам, а по-настоящему -- осязая причины и следствия -- мы не получили бы нынешнего позора и страданий! <...> Если бы мы изучали добросовестно тяжкие победы Петра Великого (под Полтавой Петр с 63-мя тысячами едва не был разбит 13-ю тысячами шведов!), блестящие успехи Суворова (конечно, без ненужных преувеличений); посредственные действия русских армий в 1812-1814 годах и совершенно неудачные действия ее в 1854-1856, в 1877-1878 и в 1904-1905 годах, то мы прониклись бы энергией и организационным упорством Петра; подвижностью, глазомером и решительностью Суворова; глубоким и твердым сознанием вреда, приносимого всем от интриг, карьеризма, профессионального невежества, отсутствия народного воспитания и преданности общему делу, т.е. всего того, что создало нам Аустерлицы, Фридланды, Плевны, Мукдены. <...> Русская армия не знала, в сущности, что такое она сама, и для чего она сущес т вует. Формула -- "для защиты Царя и Отечества от врагов внешних и внутренних" -- слишком неопределенна и растяжима, а состав армии и ее порядки совершенно не соответствовали ее задачам даже в узком смысле вышесказанной формулы; такая армия не способна была защищать ни Царя, ни Отечество от каких бы то ни было врагов, что доказала блестяще и под Аустерлицем, и под Фридландом, и под Плевной, и в Крыму, и в Маньчжурии, и, наконец, в мировую войну 1914-1916 гг. и в дни "бескровной" революции! Короче говоря: в России не было не только правильной, но и вообще никакой военной доктр и ны "16. И. Солоневич : "Если бы наша историческая наука занималась бы исследованием фактов , а не агитацией в пользу галлюцинаций, то мы, вероятно, знали бы об истоках нашего государственного бытия что-то более вразумительное, чем отдельные эпизоды борьбы за киевский великокняжеский стол. Но мы этого ничего не знаем . Или почти не знаем. Все те светочи науки, которые нам освещали наше прошлое, всем своим нутром принадлежали ко всяким в мире коронам -- кроме, конечно, русской. Это в какой-то степени повторяет историю убогой нашей "военной миссии". Учились наши генералы у итальянцев эпохи Возрождения и у поляков эпохи вырождения, у шведов Карла XII и у немцев Фридриха Великого, у Наполеона и у Клаузевица -- то есть у опыта всех тех армий, которые были разбиты нашей собственной . Но у нашей собственной -- как же было учиться? В отношении государственного строительства остается все-таки много сторон, которые могут показаться спорными. Но в военном смысле никаких споров просто не может быть: русская армия была самой победоносной армией всей мировой истории, включая в эту историю и Древний Рим. Так, может быть, русскую военную мысль следовало бы строить на основании ее опыта, а не опыта Колелони, Собесских, Карлов, Фридрихов и прочих. Не на опыте тех, кто кое-как и кое-когда выигрывал кое-какие "первые сражения", а на опыте нашей армии, которая первые сражения иногда и проигрывала, но пока что не проиграла ни одного последнего"17. Чтобы создать новую эффективную армию следует изучить отечественный опыт , родную историю, свои вооруженные силы , а также иностранную военную жизнь, усвоить достижения мирового военного искусства. Необходимо опираться при этом на те традиционные элементы, которые отражены в понятии "армия": новейшее вооружение, обучение, воспитание, единоначалие, дисциплина, стратегия, тактика и др. Нельзя также игнорировать исторические законы существования армии, национальные особенности военного искусства, военную мысль, позитивные традиции, выработанные предшествующими вооруженными силами. Армия -- общественное явление, соборное единство консерватизма и творчества, обеспечивающее устойчивое длительное развитие -- совершенствование. Она подчиняется общему закону, который гл а сит : Л. Франк : "В соборном единстве так же, как в памяти и жизни отдельного человека, -- прошлое не исчезает, а продолжает жить и действовать в настоящем, и лишь эта непрерывность, обоснованная в сверхвременности, обеспечивает устойчивость и жизненность общественного целого. <...> В глубине соборной исторической жизни человечества, как и в глубине индивидуального духа, неустанно и неустранимо совместно соучаствуют и традиции , сохраняющие силы прошлого в настоящем и передающие их будущему , и творческая энергия духовной активности , устремленная к будущему и рождающая новое"18. Лидеры революционной демократии (и большевики) стремились реформировать воюющую Императорскую армию на "демократических началах", выб и вая из нее дисциплину, единоначалие, воинский дух, лишая ее Веры, Царя и Отечества , подрывая авторитет офицерства . Генералы и офицеры в это время пытались "спасти армию", "восстановить армию", чтобы довести войну до победы. В конечном итоге всех этих устремлений армия просто развалилась, открыв фронт немцам и предоставив свободу действий большевикам . Последние, придя к власти, обеспечили себе победу созданием настоящей армии: регулярной, дисциплинированной, опирающейся на "военных специалистов" -- бывших офицеров русской армии, но все же оторванной от предшествующих корней ("реакционной", "царской", "офицерской" армии). Белые, по крайней мере, три раза упустили в 1917 году возможность (не смогли) сорганизоваться для борьбы в рамках существующей (исторической) военной системы и вынуждены были создать свои армии путем импровизации: с нуля, на основе добровольчества, без особого отбора, при сохранении своеобразной -- революционной -- дисциплины. Возвращение к историческим основам армии последовало запоздало и не в полной мере. А. Деникин -- один из вождей белого движения и идеолог добровольчества -- в последующем все же признал: Ибо "как человек не может выбрать себе возраста, так и народы не могут выб и рать свои учреждения . Они подчиняются тем, к которым их обязывает их прошлое, их верования, экономические законы, среда, в которой они живут. Что народ в данную минуту может разрушить путем насильственной революции учреждения, перестающие ему нравиться -- это не раз наблюдалось в истории. Но чего история никогда еще не показывала, это, чтобы новые учреждения, искусственно навязанные силой, держались сколько-нибудь прочно и положительно . Спустя короткое время -- все прошлое вновь входит в силу, так как мы всецело созданы этим прошлым, и оно является нашим верховным властителем" (Густав Лебон ). Возродится очевидно и русская, национальная армия не только на демократических, но и на исторических началах. <...> Решив вести войну, надо было сохранить армию, допустив известный консерв а тизм в ее жизни . Такой консерватизм служит залогом устойчивости армии и той власти, которая на нее опирается. Если нельзя избегнуть участия армии в исторических потрясениях, то нельзя и обращать ее в арену политической борьбы , создавая вместо служебного начала -- преторианцев или опричников , безразлично -- царских, революционной демократии или партийных. Но армию развалили. На тех принципах, которые положила революционная демократия в основу существования армии, последняя ни строится, ни жить не может. Не случайность, что все позднейшие попытки вооруженной борьбы против большевизма начинались с организации армии на нормальных началах военного управления, к которым постепенно старалось переходить и советское командование. <...> Отмахнуться от огромного вопроса -- о воссоздании на твердых началах национальной армии -- не значит решить его. Что же? Со дня падения большевизма сразу наступит мир и благоволение в стране, развращенной рабством, горшим татарского, насыщенной рознью, местью, ненавистью и... огромным количеством оружия? Или со дня падения русского большевизма отпадут своекорыстные вожделения многих иностранных правительств, а не усилятся еще больше, когда исчезнет угроза советской моральной заразы? Наконец, если бы даже вся старая Европа путем нравственного перерождения перековала мечи на орала, разве не возможно пришествие нового Чингисхана из недр той Азии, которая имеет вековые и неоплаченные счета за Европой? Армия возродится. Несомненно. Но, потрясенная в своих исторических основах и традициях, она, подобно б ы линным русским богатырям, немало времени будет стоять на распутье, тревожно вглядываясь в туманные дали "19... С твердыми началами отождествлялась Русская Императорская армия, преемницей которой все более осознавало себя белое воинство. В конце гражданской войны, при П. Врангеле , "русская армия, как стали теперь именоваться Вооруженные Силы на Юге России, строилась на строго регулярной основе, целиком и полностью в духе и традициях Императорской армии"20. Но еще ранее от "революционно-демократического" угара освободилось Всевеликое войско Донское. Донское правительство уже в 1918 году считало, что Дону, а тем более России "нужна настоящая армия, а не партизаны, добровольцы или дружинники, армия старого режима , повинующаяся законам и строго дисциплинированная"21. Став войсковым атаманом, П. Краснов создал такое войско -- так называемую молодую постоянную армию общей численностью до 30 тысяч человек. Она была обучена, хорошо вооружена, действовала по уставам старой армии, дополненными опытом первой мировой войны, находилась в готовности к походу на Москву. П. Краснов : "Части эти были нормального российского штата, имели казенных лошадей и все казенное обмундирование и снаряжение от войска, штатный обоз, были воспитаны, муштрованы и обучены по старым русским уставам и составляли гордость Войска Донского. <...> Былая, славная армия, армия 1914 года возродилась в лице этих бравых юношей, отлично кормленных, развитых гимнастикой, прекрасно выправленных, бодро маршировавших по площади в новой щегольски пригнанной одежде"22. Лучшие черты и традиции Императорской армии, твердые основания, соо т ветствие законам военного искусства брались за образец, что вполне закономе р но . Именно эта армия преемственно возникла из московских войск. С ней были связаны многие славные победы, национальное военное искусство, развитие русской военной мысли, имена Петра I, Екатерины II, Суворова, Румянцева, Ушакова, Кутузова, Ермолова, Скобелева, многих других государственных деятелей, полководцев и выдающихся офицеров. Неудивительно, что П. Кра с нов и в последующем, в эмиграции, считал: "И в России будет порядок и восстановится Россия тогда, когда по всем глухим медвежьим углам, по маленьким гарнизонам станут полки, батальоны и роты Императорской Армии. <...> Когда над всеми партиями, над всем шумливым народом встанет власть надпа р тийная , ко всем справедливая, а под нею и на защите ее будет стоять та армия, которая блюла присягу, которая знала прежде всего, что солдат есть слуга Государя и Родины и защитник их от врагов внешних и внутренних. И знал солдат, что враг внешний тот, кто извне нападал на Россию с оружием в руках, а враг внутренний -- всякий, кто нарушал законы Империи. Всякий -- без различия партий. Мы хотим воскресения России. Мы хотим жить дома , хотим знать, что и у нас есть Святая Великая Родина -- Россия. Мы должны всеми силами стремиться создать армию снова, собрать и вдохнуть те же бодрые силы, какие были в ней раньше. Мы должны вернуть России Императорскую Армию". <...> 23. Если императорская армия могла стать основой для возрождения вооруженных сил будущей национальной России, то советская армия, оторванная от национальной почвы, истории, истоков в качестве таковой не рассматривалась, так как представляла собой, по мнению белой эмиграции, лишь временное явление, "отбор коммунистических янычар". До 1943 года в ней, по названию, не было офицерского корпуса (только командиры), а последняя их когорта -- "военные специалисты" -- почти все были уничтожены в 1937-1938 годах. Она в большей степени оказалась не на высоте, чем вооруженная сила императорской России. И. Ильин : "Советская армия не была на высоте потому, что психологические опасения коммунистов соответствовали действительности : военное дело имеет свои законы, свои формы и традиции , которые не уживаются с коммунистическими воззрениями и приемами. -- Дух армии -- не революционный, а консерва тивный , не международный, а национально-патриотический, не трусливого доноса, а храброй прямоты ; не па р тийного карьеризма, а качественного отбора; не закулисной "директивы", а страт е гической целесообразности, не бесчестной интриги, а честного ранга . Угашение этого военного духа в армии неминуемо снижает ее боеспособность. Отсюда -- неизбежное внутреннее расхождение между партией и ее полицией, с одной стороны, и здоровым духом армии -- с другой. Отсюда вечные трения, "чистки", пытки, массовые казни и неизбежное истребление лучших офицеров и солдат. Отсюда то отсутствие боевой воли в советской армии, которое весь мир наблюдал в финской войне (1939-1940) и в первые месяцы германской войны (1941)"24.

Самопочинное деловое служение

В условиях России сильная, надежная армия создается не принудительной службой, а добровольным служением, преданностью военному делу, предметной любовью к своему Отечеству. Сила российской армии традиционно закл ю чалась в ее "русскости" (национальном характере), органичности, способности побеждать, сохранять аполитичность (заниматься только своим военным делом), действовать против внешних и внутренних врагов, опираться на частную инициативу полководцев, офицеров и солдат. Без их самопочинного служения -- добровольного, подвижнического , героического, жертвенного, рыцарского, доблестного, по совести и призванию -- военное дело чаще всего находилось в застое, армия разлагалась, страна оказывалась беззащитной перед лицом угроз. Традиция самопочинного служения, создавшая военное искусство, русскую военную мысль, естественно-историческую военную систему и многое другое, складывалась веками, выкристаллизовывалась в смутные времена, в отечественных и гражданских войнах, в периоды военных реформ. Она проявлялась в победах и в военном творчестве народа, в народных ополчениях и казачестве, в деятельности Ермака и Посошкова, Петра I и Екатерины II , Румянцева и Поте м кина, с уворова и Кутузова, Сперанского и Зедделера, Ермолова и Милютина, Скобелева и Черняева, а также абсолютного большинства офицеров русского Генерального штаба, стремившихся в XIX-XX веках поднять военное дело на должную высоту. Белое движение -- один из ярких примеров самопочинного делового служения России. Горстка русских патриотов (военных и гражданских) по собственной воле (добровольно) начала великое дело. Попыталась не допустить поражения России в мировой войне, спасти армию от разложения, освободить страну от большевизма. Фактически из ничего (самопочинно) была воссоздана белая армия. И. Ильин : "Не впервые в своей истории Русь выдвигает делом и словом эту идею: идею самопочинного служения Родине, как сосуду духа Божия, служения вдохновенного, непосягающего; служения общему делу во имя Божие. Эта идея искони и всегда жила на Руси; но не ценилась в должную меру, не разумелась достаточно национальною властью, не воспитывалась в народе в качестве живой основы государственности. <...> И вот в наши дни белая армия с ее центральным ядром добровольчества, -- то превращающегося в организационный принцип (при Корнилове , при эвакуации, в Галлиполи), то сохранявшегося в духе и настроении, -- белая армия движется в этой древней и здоровой русской традиции. <...> Дело Русской Добровольческой Армии, возникшей в 1917-1918 годах и связанной с именами Корнилова, Алексеева, Каледина, Дроздовского, Колчака и их сотрудников и преемников, -- есть дело русской национальной чести, русского патриотического горения, русского народного характера, русской православной религиозности" 25. Белое движение как самопочинное деловое служение правому делу -- преодолению Смутного времени, освобождению России от большевизма, воссозд а нию сильной национальной армии -- при всей его видимой неудаче "спасло честь Русской нации"26. Оно стало реакцией на беззащитность России перед лицом внешних и внутренних угроз, повторением (продолжением) подвига М. Скопина-Шуйского, Д. Пожарского и К. Минина , организовавших в 1609-1613 годах вооруженный отпор польским интервентам и собственным "ворам" и восстановившим историческую российскую государственность. изначально его цель декларировалась именно в этом духе : "Создание "организованной военной силы, которая могла бы быть противопоставлена надвигающейся анархии и немецко-большевистскому нашествию. Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных прав"27. Дело спасения России от внешних и внутренних врагов -- к чести Белой армии -- осуществлялось под лозунгом опоры на собственные силы ("Россия спасется самостоянием "). Принципиально, но не в отдельных частных случаях, исключалось сотрудничество с немцами, вторгшимися в пределы России, способствовавшими приходу к власти большевиков, ведущими (до конца 1918 года) войну против Антанты. Иностранная военная помощь рассматривалась как абсолютно необходимая, но принималась только от союзников по войне или борьбе против большевиков: Англии, Франции, США, Сербии, Румынии, Пол ь ши, Финляндии, Эстонии . В любом случае она должна была носить вспомогательный характер (вооружение и оснащение армии, обеспечение тыла, ограниченное участие в боевых действиях),-- не противоречить жизненно важным интересам России, не нарушать единства и целостности русского государства. Русские войска никогда не должны находиться под иностранным управлением, а тем более участвовать в агрессии против своей Родины, даже в благородных целях борьбы с большевистской властью. В 1919 году данный принцип выражался командованием добровольческой армии следующим образом: " о свобождение России от советской власти должно было вестись русскими, а не иностранными руками. Войска союзников крайне желательно было получить лишь для обеспечения п о рядка в районе, который должен был служить плацдармом для формирования ру с ской армии и базой при ее дальне й ших операциях. Предполагалось, что лишь при расширении одесской зоны союзным войскам, может быть, придется принять участие в боевых действиях " 28 . в разные периоды гражданской войны белые добровольцы смогли инициативно создать более десятка уникальных русских армейских образований, стремясь объединить их под командованием адмирала Колчака. -- д обровольческая армия, возникшая на основе а лексеевской военной орг а низации. Первоначально насчитывала 3700 бойцов, среди которых было 2350 офицеров, в том числе два бывших Главнокомандующих Вооруженными силами России: М.В. Алексеев и Л.Г. Корнилов. В ходе войны численность этой армии, ставшей впоследствии ядром Вооруженных Сил на Юге России, дости г ла 40 тысяч человек. Гордость армии -- "цветные" (имен-ные) полки (дивизии): корниловские, алексеевские, дроздовские, марко в ские... -- Добровольческий отряд ("Бригада русских добровольцев") полко в ника М.Г. Дроздовского, созданный в феврале 1918 года. с овершил легенда р ный победоносный поход на Дон из Румынии, усилил Добровольческую армию 3000 испытанными бойцами в самый тяжелый период ее существ о вания . -- Всевеликое в ойско д онское (Донская армия), выставившее на общий фронт в октябре 1919 года до 48 тысяч подготовленных бойцов. -- Кубанская и Кавказская армии, прославившиеся своей конницей и парт и занскими отрядами. -- Вооруженные Силы на Юге России, созданные А.И. Деникиным, почти составляли единую русскую армию, рискнувшую идти на Москву и обл а давшую значительной численностью: от 64 до 200 тысяч человек в разные п е риоды существов а ния. -- Русская а рмия генерала П.Н. Врангеля (около 40 тысяч отбора), организованная по-военному, с честью завершившая последний период гра ж данской войны на Юге России, сохранившая свои основные кадры на чужб и не. -- о собая Южная (Южная Российская) Армия в составе Саратовск о го, Воронежского, Астраханского корпусов, сформированная П.Н. Красновым и находящаяся под командованием генерала Н. и . Иванова. В 1919 году расфо р мирована и влилась в Вооруженные Силы на Юге Ро с сии. -- Северо-западная армия, которой последовательно командовали генералы А.П. Родзянко, Н.Н. Юденич, П.В. Глазенап (численность достигала 50 тысяч человек). Совершила два похода на Петроград, но без помощи финнов так и не смогла овладеть им. Начинала формироваться как Русская Добровол ь ческая с еверная армия (п сковский корпус). -- Русская Западная д обровольческая а рмия (Западная а рмия) по л ковника П.М. Бермондта-Авалова. Имела уникальный личный состав из русских военнопленных и германских до б ровольцев. -- Русская Народная Добровольческая армия генерала С.Н. Булак-Балаховича. -- Восточная (Сибирская) армия адмирала А.В. Колчака, достигавшая чи с ленности до 400 тысяч; 25 июля 1919 года был издан приказ адмирала N 153 о создании Единой Русской Армии в 1 миллион 290 тысяч чел о век. -- Отдельная о ренбургская армия под командованием генерала А.И. Дутова, отдельная Семиреченская армия, Уральская армия, Народная армия Самарск о го комитета членов Учредительного собрания, отдельная Восточно-Сибирская армия, -- влившиеся в основном в войска Ко л чака. -- Дальневосточная армия Г.М. Семенова, ставшая именоваться в 1921 году Белоповстанческой, а к августу 1922 года превратившаяся в Приаму р скую Земскую Рать во главе с воеводой генералом М.К. Дит е рихсом. -- Другие самопочинные армии: регулярные, повстанческие и партиза н ские . Когда потребовалось, нашлись вожди и выдающиеся офицеры, способные действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность за защиту Родины, мужественно противостоять большевизму. Если в 1917 году, когда была еще государственная армия, им, в массе, не хватало еще "турецкой смелости" (за исключением Корнилова и Крымова), а в последующем -- политического опыта, то военным делом они заниматься научились на достаточно высоком уровне. Но, главное, что для общего Дела, для самопочинного служения нашлись более достойные вожди, чем в Свободной России А.Ф. Керенского . Не наполеоны, конечно, но рыцари долга, воодушевленные любовью к России . Настоящие офицеры, способные организовывать защиту отечества в исключительно сложных, даже чрезвычайных условиях. В своих делах они продемонстрировали высшие мерила: совесть, служение, качество. И. Ильин : "Вождь закаляется в деловом служении, волевом, мужественном, национально верном . Он одержим духом Целого, а не частным, не личным, не партийным. Он сам стоит и сам идет, потому что он политически дальнозорок и знает, что надо делать . Поэтому он не приглашает себе идеологов "выдумывать программу". Оставшись совсем один , он начинает большое дело, не создавая себе партию, а действуя лично во имя сверхличного . Его дело есть его зов; на зов его дела вокруг него смыкаются лучшие люди... Вождь служит, а не делает карьеру; борется, а не фигурирует; бьет врага, а не пустословит, ведет, а не нанимается к иностранцам. И всегда предпочитает личный неуспех -- успеху от темных и предательских путей. Таков был Корнилов. Таков был Врангель " 29. Во всем многообразии русских армий, разбросанных по театрам гражданской войны, вооруженные силы будущей национальной России только обозн а чались . Общее их качество было невысоким. Но кадр был рыцарским. Успехи достигались не за счет численности, а доблестью, искусством, необычайным подъемом духа, жертвенностью. В ходе неравной борьбы отбирались лучшие и оставаясь нравственным примером для будущих поколений. Беззаветна храбрость легендарных генералов Дроздовского, Слащева, Маркова, Туркула , а также многих рядовых офицеров, малоизвестных капитанов Ивановых. А. Туркул : "Армейский капитан Иванов -- герой нашего времени . В то время, как другие школы выпускали людей рыхлых, без какой-то внутренней оси, наша военная школа всегда давала людей точных, подобранных, знающих, что можно, а чего нельзя, а главное, с верным, никогда не мутившимся чувством России. Это чувство было осознанием постоянной ей службы. Для русских военных служилых людей Россия была не только нагромождением земель и народов, одной шестой суши и прочее, но была для них Отечес т вом духа . <...> Не только в нашем Дроздовском полку, но, может быть, во всей Добровольческой армии 4-я рота капитана Иванова была настоящей солдатской. Он пополнял ее исключительно из пленных красноармейцев. Я иногда присылал к капитану Иванову пополнение из кадет, гимназистов и реалистов -- наших удалых баклажек -- и студентов, но капитан Иванов каждый раз отказывался вежливо, но наотрез: -- Это какой же солдат-с? -- говорил он не без раздражения. -- Это-с не солдат, а, извините, гусская интеллигенция... По-солдатски, если хотите по лубочному, чувствовал он красоту боя : в огне храбрый командир должен красоваться впереди своих солдатушек верхом, вот и все. Ведь солдатская любовь к командиру по-детски жестока: уж таким храбрецом до л жен быть орел -- командир, что и пуля его не берет, и от сабли он заговорен . Вероятно, потому и гарцевал капитан Иванов в огне пред цепями. <...> Теперь я понимаю, что простота капитана Иванова была той суворовской простотой, которая преображала нашу армию в совершенно особенное и чудесное духовное существо, отмеченное чертами необычайной семейственности, в ту нашу великую армейскую семью, где немало было таких капитанов Ивановых, для кот о рых солдаты -- живая дышащая Россия, и где было много таких солдат, для которых их капитаны Ивановы были самыми справедливыми и честными, самыми храбрыми и красивыми людьми на белом свете"30. Ярким примером самопочинного делового служения стала деятельность ру с ской военной эмиграции в изгнании . Сменив меч на перо, офицеры белой армии сумели сохранить дух русской армии, создали уникальные военные знания , особую военную организацию, своеобразный рыцарский орден -- Русский о бще- в оинский с оюз (РОВС ), который "искал не власти, а служения ; отстаивал не парти й ное дело, а национально-государственное; объединял, а не разделял; жертвовал , а не приобретал. Он носил в себе дух национальной, патриотической армии, а не частного сообщества граждан... Ныне он не есть армия... Но он есть кадр русской армии, орденски - спаянный национально-патриотическим единомыслием, ед и ночувствием и единовол и ем " 31. См. далее... Иллюстрации/приложения: 4 шт. Дух войск 50k "Фрагмент" Политика "Армия без самоуверенности, армия без веры в вождей - не армия... Самодеятельность есть главное качество военного человека... Довольно с нас реформ, и не лучше ли вернуться попросту и без затей к старине, к тем временам, когда дух Петра и орлы Екатерины раздвинули наши пределы до степени величайшего в свете государства... Меняйте оружие, меняйте строй, но ради Бога - духа не угашайте!" (Тимошенко В. //Русский Инвалид. - 1907) Дружина храбрых 63k "Фрагмент" Политика Размещен: 13/06/2015, изменен: 13/06/2015. 64k. Статистика. Нужна вера в могущество страны - Народная гордость - могучая пружина жизнестойкости нации - Военное дело должно стать делом всей жизни - Нужно отречься от гибельного предрассудка демократизации армии - Дружинами храбрых начинались все государства - Нашей стране нужна превосходная постоянная армия - Почему офицеры бегут из армии - О штатском разложении военной школы - Без хорошо поставленной армии Россия немыслима (М. Меньшиков) Иллюстрации/приложения: 5 шт. Табель о рангах 113k "Фрагмент" Политика. Размещен: 04/05/2015, изменен: 04/05/2015. 113k. Статистика. "Не надо высших способностей! ...Рабы должны быть равны... Мы всякого гения потушим в младенчестве" (Петр Верховенский, в "Бесах" Достоевского). "Люди от природы неравны; и в этом не "беда", а дар Божий. Нам надо только верно узнавать этот дар и верно с ним обходиться"... (И.Ильин) Иллюстрации/приложения: 23 шт. http://сайт/editors/k/kamenew_anatolij_iwanowich/tabelxorangah.shtml