Определение и обстоятельство в русском языке вопросы. На какие вопросы отвечает обстоятельство? Характеристика определения, примеры

Второстепенными называются члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью (согласованием, управлением или примыканием). Если главные члены предложения образуют грамматическую основу, то второстепенные — не образуют.

В данной статье будут рассмотрены такие члены предложения как определение, дополнение и обстоятельство.

Определение

Определение - это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой?, который?, чей? и относится к слову с предметным значением.

По характеру связи определения с определяемым словом и способу выражения различаются согласованные, несогласованные определения и приложения.

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в числе и падеже, а в единственном числе — ещё и в роде и выражаются словами со значением признака:

а) полным прилагательным: Пришёл пригородный автобус;

б) местоименным прилагательным: Наши люди изменились; Не ходи по этой дорожке;

в) порядковым числительным: Остановите у второго дома;

г) полным причастием: Мы мечтаем о приближающемся чемпионате.

Несогласованные определения связываются с главным словом по способу управления (рубашка в полоску , книга брата ) или примыкания (яйцо всмятку , мечта жениться ) и выражаются:

а) существительным в косвенном падеже с предлогом и без предлога: совет друга , список группы , ветка черемухи , юбка в складку ..

б) притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их): её достоинство;

в) наречием: макароны по-флотски , дом напротив ;

г) сравнительной степенью прилагательного: ребенок постарше ;

д) инфинитивом: время побеждать ;

е) нечленимым словосочетанием: учитель высшей квалификационной категории , товары повседневного спроса , добрейшей души человек..

Приложение

Приложение — определение, выраженное существительным или словосочетанием с существительным в роли главного слова (девочка-красавица , мой сосед Павел ). Приложение согласуется с определяемым словом (именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием, прилагательным, числительным) в падеже: Маша-сластёна — дал Маше-сластёне, кошка Мурка — кошкой Муркой ; может происходить также согласование в числе (студент-заочник — студенты-заочники ), но не всегда: журнал «Веселые картинки». Приложения, связанные с определяемым словом связью согласования, называются согласованными (студент-заочник , красавец мужчина ), а связанные связью примыкания — несогласованными (Ричард Львиное Сердце , журнал «Максим »).

Приложение может обозначать:

1) название предмета (географического объекта, сооружения, учреждения, произведения, продукта, товара..): река Волга , озеро Байкал , роман «Евгений Онегин» , журнал «Мурзилка» , кинотеатр «Октябрь» , миноносец «Петр Великий» ;

2) различные характеристики предмета:

а) по назначению: сумка-холодильник , дом-фургон ;

б) по качественному признаку: девушка-активистка , школьник-второгодник ;

в) по специализации: художник-маринист , студенты-юристы ;

г) по роду занятий: Анка-пулеметчица , девушка-модель ;

д) по подобию: юбка-колокольчик , месяц-серп ;

е) по возрасту: малышка сестренка, старик сосед;

ж) по национальности: продавец-грузин , учитель-француз ;

Приложение может также присоединяться союзом как в значении «в качестве»: Он прославился как прекрасный оратор .

Имя собственное лица чаще всего является главным словом, а нарицательное, характеризующее это лицо по степени родства, статусу или другим признакам, является приложением: академик Д.С. Лихачев, студент 5 курса Степанов Илья … Однако имя собственное может стать приложением, если оно поясняет нарицательное и можно вставить «а зовут его..»: Мой отец, Липатов Игорь Владимирович , Герой России.

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, называющий лицо, предмет или явление, на который распространяется действие или по отношению к которому проявляется признак.

Дополнение обозначает:

1) объект, на который направлено действие: приступить к задаче , испечь пирог ;

2) объект восприятия: смотреть фильм , видеть детей ;

3) орудие действия: раскрасил гуашью , бьет молотком ;

4) объект сравнения: лучше Паши , быстрее лидера ;

5) отношение к производителю, владельцу, руководителю: директор компании , руководитель театра , владелец дома ;

6) совместимость: журнал с приложением ;

Дополнение выражается:

а) формами косвенных падежей существительных с предлогами и без: играть с собакой , наслаждаться музыкой , гордиться достижениями ;

б) местоимением: подойти к ним , размышлять об этом ;

в) числительным: к пяти прибавить семь ;

г) субстантивированными словами: примкнул к митингующим ;

д) нечленимыми словосочетаниями: купил музыкальный центр ;

е) фразеологизмами: пригласить мастера на все руки ;

ж) инфинитивом: попросил замолчать , посоветовал подумать .

Прямое дополнение относится к переходному глаголу (переход. глаг. обозначает действие, которое не совершается в самом деятеле, а переходит на другой предмет или лицо) и некоторым словам категории состояния и выражается существительными и субстантивированными словами в следующих формах:

1) В.п. без предлога: рассказывать анекдоты , сформулировать тезис , видно звезды ;

2) Р.п. без предлога при отрицании: не читал книг , не носит брюк ;

3) Р.п. со значением части или неопределенного количества: купить масла , налить кваса ;

Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами: заступиться за девушку , взять у брата ;

Дополнения могут иметь добавочные обстоятельственные значения: отдыхать у моря (у чего? где?).

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие (время, причину, условие..), или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака: пришёл поздно (когда?), плакал от обиды (по какой причине?), очень вспыльчив (в какой степени?) и др.

Обстоятельства могут выражаться:

1) наречием: исследовать глубоко , стрелять метко ;

2) падежными формами существительных (с предлогами и без предлогов): относиться с сочувствием , петь фальцетом ;

3) деепричастиями: шуметь не переставая ;

4) сравнительной степенью наречия: аргументировать обстоятельнее ;

5) инфинитивом: поехать отдохнуть ;

6) нечленимым словосочетанием: отсутствовать две недели ;

Выделяются следующие типы обстоятельств по значению:

1) обстоятельства образа действия : идти пританцовывая, нестись сломя голову, читать монотонно (обозначает качественную характеристику действия, способ его совершения и отвечает на вопросы как? каким образом?);

2) обстоятельства меры и степени : жить за три моря, весьма интересный, слишком редко, говорить вполголоса (обозначает меру действия, пространства, времени, количества и отвечает на вопросы в какой мере? в какой степени? );

3) обстоятельства места : идти вдоль дороги, свернуть направо (указывает на место, направление маршрута, взаимного расположения и отвечает на вопросы где? куда? откуда? );

4) обстоятельства времени : проснуться поздно, приехать спустя час (обозначает момент времени, меру времени и отвечает на вопросы когда? как долго? );

5) обстоятельства цели : прийти поговорить, приготовить для брифинга (обозначает цель, ради которой совершается и отвечает на вопросы зачем? с какой целью? );

6) обстоятельства причины : пропустить из-за болезни, прихватить на случай дождя (обозначает причину, повод, основания события и отвечает на вопросы почему? на каком основании? );

7) обстоятельства условия : начнём при наличии большинства, сделает в случае договоренности (обозначает условие, при котором может осуществиться действие и отвечает на вопросы при каком условии?);

8) обстоятельства уступки : начался вопреки прогнозам; сделать, несмотря на возражения (обозначает, вопреки чему совершается действие, и отвечает на вопросы вопреки чему? несмотря на что? ).

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Вконтакте

Что обозначает

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

основные вопросы

  • : думает (как?) правильно;
  • : красивый (насколько?) очень;
  • : сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о

выделяют 8 видов

Важно!

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

такие части речи :

  1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

цель его употребления:

  • для определения падежа;

Обособление на письме

Весь деепричастный оборот

образуют несколько слов

Важно!

Д, значит имеет вид времени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Сегодня, я расскажу вам о таком понятие как «Второстепенные члены в предложении». Начну я с второстепенных членов под названием «Дополнение».

Дополнение в русском языке

Дополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта.

Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными.

Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них.

Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог.

Например:

Построить (что?) здание

Починить (что?) компьютер

Поцеловать (кого?) маму

Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях:

1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом

А.Съесть суп не съесть суп

В.Заработать не заработать

2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть

Например

А.Купить хлеб купить хлеба

Б.Выпить молоко выпить молока

В.Отсыпать рис отсыпать риса

Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия.

Обстоятельство в русском языке: 7 видов

Обстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие.

Существует 7 видов обстоятельств:

1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия)

А.Работать с утра до вечера

В.Уйти поздно

2.Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего)

А.Двигаться влево

В.Жить в лесу

3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего)

А.Дважды выстрелить

В.Триста тридцать два килограмма

3.Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия)

А.Отвечать чётко

В.Жить спокойно

4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия)

А.Не прийти из за болезни

В.Проспать из за кино

5.Обстоятельство цели (указывает на цель)

А.Ехать отдыхать

В.Прийти учиться

6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия)

А.Не приехать из-за снегопада

В.Не плавать из-за холода

7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается)

А.Ехать вопреки воли

В.Несмотря не на что прибежать первым

Определение: согласованные и несогласованные

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные:

1.Согласованные определения - согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным.

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.

Второстепенные члены предложения - дополнение, определение и обстоятельство в русском языке позволяют придать устной и письменной речи описательности и яркости.

Подробно роль членов предложения описывает синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетаемость слов.

Отличие от главных членов предложения

Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.

Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.

Дополнения

Чаще всего выражено существительным (Мужчина решил оплатить покупку картой ), однако оно может являться также инфинитивным глаголом (Мастер бросил пить ), местоимением (Он больше не любит тебя ), прилагательным (Пора поговорить о главном ) или количественным числительным (От пяти отнять три ). Иногда дополнение выражается целой группой слов – неразделимым словосочетанием (Папа купил музыкальный центр ) либо фразеологическим оборотом (Нам придется найти мастера на все руки ).

Дополнение отвечает на вопросы падежей, которые в русском языке называют косвенными (то есть всех, кроме именительного).

Прямые

Используются для обозначения того предмета или лица, на которое направлено действие. Всегда относятся к глаголам переходной формы .

Такие дополнения отвечают на вопросы родительного (Кого? Чего?), дательного (Кому? Чему?) и винительного (Кого? Что?) падежей.

Накопленное он немедленно отдал матери.

Косвенные

Это те дополнения, которые нельзя отнести к категории прямых. Часто они ориентированы на то, чтобы обозначить сторонний предмет или лицо, связанные с глаголом .

Отвечают на вопросы творительного (Кем? Чем?) и предложного (О ком? О чем?) падежей.

На карнавале девочка была снежинкой.

Определение

Выражается прилагательным (Мы купили красивый дом ) или порядковым числительным (Это мой пятнадцатый день рождения ), причастием (Играющие дети – самое умиротворяющее зрелище ) или причастным оборотом (В группе несколько студентов, успевающих по всем предметам ).

: Какой? Который? Чей?

В комнате был идеальный для фотографа свет.

Приложение

Есть ситуации, когда определение выражается существительным (сумка-холодильник, брат Иван ) или устойчивой конструкцией с участием существительного (журнал «Наука и жизнь»; Андрей, ученик первого класса ). В таких случаях речь идет о приложении, выступающем определением.

Обстоятельство

Выражается самыми разными частями речи, а также деепричастными оборотами и отвечает на множество вопросов. Ниже приведем виды обстоятельств и вопросы к ним .

  • Обстоятельство места – Где? Куда? Откуда? (Повсеместно в наше время встречается ложь ).
  • Обстоятельство времени – С каких пор? Когда? До каких пор? (Сегодня солнечно ).
  • Обстоятельство цели – Зачем? С какой целью? Для чего? (Он зашел поздороваться ).
  • Обстоятельство причины – Почему? Отчего? На каком основании? (Я накричал на нее сгоряча ).
  • Обстоятельство образа действия – Как? Каким образом? В какой степени? Насколько? (Математика дается мне легко ).
  • Обстоятельство сравнения – Как? Подобно кому? Подобно чему? (Он пронесся мимо нас как вихрь ).
  • Обстоятельство условия – При каком условии? (Единожды решившись, не отступай ).
  • Обстоятельство уступки – Вопреки чему? Несмотря на что? (Несмотря на ливень, мы продолжили путь ).

Таким образом, чтобы определить, какой именно из второстепенных членов предложения перед нами, необходимо понять, с каким словом он связан , после чего правильно задать к нему вопрос.

  • Пример: «Вдалеке я увидел маленькую девочку ».
  • Увидел где ? Вдалеке. – Связанное с глаголом обстоятельство места, выраженное наречием.
  • Увидел кого ? Девочку. – Связанное с глаголом простое дополнение, выраженное существительным.
  • Девочку какую ? Маленькую. – Связанное с существительным определение, выраженное прилагательным.

Выделение запятыми

Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.

Определение

  • Выражено причастным оборотом.

Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.

Дополнение

  • Выражено приложением.

Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.

Обстоятельство

  • Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.

Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.

  • Выражено деепричастным оборотом.

Закончив с едой , мы вновь вернулись к книгам.

  • Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на… », если она заменяется предлогом «вопреки ».

Несмотря на уговоры , он покинул страну.

Видео

Это видео поможет вам разобраться, что же такое второстепенные члены предложения.