Иконы эпохи Николая II. Именные иконы Взявший меч от меча и погиб

Новая икона святого Николая — образ с клеймами: вокруг центрального изображения расположены фрагменты, посвященные случаям чудесной помощи свт. Николая в XX веке

19 клейм — 19 историй

Новую икону заказали священники храма в честь святителя Луки Крымского в Киеве — так многочисленны оказались случаи помощи святого, с которыми они сталкиваются постоянно. Новая икона свт. Николая быстро «обросла» многочисленными украшениями, которые люди «дарят» святому, так свидетельствуя его помощь.

Священник Валентин Макаров:

— По правде говоря, я не люблю завешенные драгоценными металлами иконы. Главная ценность — сам образ святого, который пробуждает веру людей в молитвенную помощь. Днем, после окончания утреннего богослужения, к этой иконе часто приходят незнакомые мне люди. Жаль, что они не ходят на саму службу. Но, верю, что молитва о них святого не останется у Бога без ответа.

Задержание вора

На первом клейме (фрагмент в правом верхнем углу, дальше по часовой стрелке ) изображена иллюстрация к случаю, который произошел в киевском Никольском храме («Миколи Притиски»). Однажды один человек решил ограбить храм. В огромный мешок он сложил драгоценные вещи, а когда выходил из церкви, то задел мешком большую икону святителя Николая, и икона упала на вора. Утром, когда люди зашли в церковь, то увидели под иконой человека, который держал в руках мешок с награбленным добром.

Воскрешение матери

На втором клейме изображен случай помощи, произошедший в Киеве во время немецкой оккупации. В семье, где было трое маленьких детей, отец ушел на фронт, а мать внезапно умерла. Обратиться за помощью малышам было не к кому. Дети положили умершую маму на стол и первое время не знали, что делать дальше. А семья была верующей. И дети вспомнили, что над умершими читают псалтирь, но книгу найти не смогли. Тогда решили читать над матерью акафист святителю Николаю: «Радуйся, добродетелей великих вместилище. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче. Радуйся, добрый человеком наставниче…» Но какая тут радость?.. Их одолевали страх и горесть. В тот момент, когда дети прочитали: «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление», покойница пришла в себя и села.

Так святитель Николай сжалился над плачущими малышами.

Заслонил от пули

Третье клеймо на иконе святителя Николая изображает случай, который произошел во время гражданской войны под Москвой. Крестьяне восстали против помещиков. Один крестьянин приготовился выстрелить из ружья в юную барышню. Девушка стала мысленно призывать на помощь святителя Николая. В тот же миг крестьянин кинул оружие на землю и закричал: «Уходи! Уходи, куда хочешь!» Девушка убежала.

Прошло много лет. Крестьянин, собиравшийся выстрелить в девушку, неожиданно встретил ее в Москве. При виде барышни он упал на колени и стал просить прощения. Мужик весь трясся, когда рассказывал о том случае. Оказалось, что в тот момент, когда он собирался выстрелить в девушку, он увидел, что целится в самого святителя Николая.

Зоино стояние

На четвертом клейме иконы вспоминается Зоино стояние. Этот случай произошел в Самаре в 1956 году. Во время танцев Зоя в шутку взяла в руки икону святителя Николая и стала с ней танцевать, но неожиданно застыла на месте. Долгое время она была словно каменная: никто не мог вынуть из ее рук икону, а иглы медработников ломались при попытке сделать ей укол. Только по усердным молитвам к святителю Николаю девушка пришла в себя, полностью изменив свои взгляды и жизнь.

Белый старичок

На пятом клейме иконы вспоминается случай из книги Леонида Нечаева «Донный лед».

Два воина выходили из немецкого окружения, но попали в засаду. Немцы закрыли друзей в амбаре и собирались наутро расстрелять. Среди ночи бойцам явился «белый старичок» и открыл двери, дав возможность убежать. Мать одного из бойцов позже сказала, что всю войну она усердно молилась святителю Николаю о помощи. Именно он помог ее сыну выжить.

Взявший меч от меча и погиб

На шестом клейме изображено, как большевики собирались взорвать московский храм в честь святителя Николая. За день до планируемого события один комиссар зашел в храм и решил выстрелить в икону святителя Николая, на которой святой был изображен во весь рост и в руках держал Евангелие. Пуля попала в икону, но, срикошетив от стекла, оставшегося неповрежденным, убила стрелка на месте.

Вероятность всплытия была нулевой

На седьмом клейме вспоминается случай спасения утопающего у корабля «Петр Великий», а на восьмом клейме – история обретения иконы свт. Николая.

На девятом клейме вспоминается случай, который произошел с советской подводной лодкой. Из-за технических проблем подводная лодка оказалась не в состоянии всплыть на поверхность. Тогда капитан судна созвал весь экипаж и спросил, есть ли среди них верующие люди. Один из матросов сказал, что его мать дала ему в плавание икону с изображением святителя Николая. Капитан приказал матросу ее принести, а всей команде встать на колени и молиться. Хотя вероятность всплыть на поверхность, как говорили потом моряки, была нулевой, после молитвы святителю Николаю судно благополучно добралось до берега, а его экипаж остался невредим. После этого случая матрос Николай, которому мама дала с собой икону святителя, принял священный сан и служит сегодня в церкви священником.

Малыш упал с балкона

На десятом клейме изображено чудесное спасение малыша, упавшего с балкона. Родители были заняты на кухне, а в это время их маленький ребенок вышел на балкон и упал с него на землю. Шансов на то, что он остался жив, практически не было. Родители, выбежавшие на улицу, увидели, что вокруг их сына собралась толпа народу. Мальчик стоял живой и невредимый. Когда взрослые спросили, что с ним случилось, он сказал: «Меня поймал дедушка, который в бабушкином чемоданчике. Оказалось, что бабушка малыша потихоньку всегда молилась святителю Николаю, а икону с изображением святого прятала в крышке своего чемодана. История произошла во времена гонений на Церковь.

«Останови мужа!»

На одиннадцатом клейме вспоминается случай спасения от пожара по молитвам святителю Николаю.

На двенадцатом клейме иллюстрируется история, рассказанная митрополитом Вениамином (Федченко). В одной лондонской семье беременная жена пыталась отговорить мужа от поездки, интуитивно чувствуя что-то неладное. Муж ее не послушал. Жена стала молиться и внезапно увидела яркий свет, в котором находился святитель Николай. Святой приказал: «Останови мужа!» Женщина попросила прислугу догнать мужа и вернуть домой. Когда он вернулся, она рассказала о своем видении и уговорила остаться. В тот день поезд, на котором собирался ехать ее супруг, потерпел крушение. Было много жертв.

Больше не пил

На тринадцатом клейме вспоминается случай спасения от смерти шахтера.

На четырнадцатом клейме изображена история, происшедшая в Польше. Однажды молодой человек по имени Николай возвращался домой во хмелю. Дело было зимой, Николай упал в снег и уснул. В это время его жена со своей сестрой везде искали Николая, но не могли найти, как вдруг встретили его у дома под руку с каким-то незнакомым старичком. Как только дедушка подвел Николая к дому, он тут же исчез. Жена спросила у мужа: «Кто тебя привел? Ты хоть спросил?» Супруг ответил: «Он мне сказал, что он — святитель Николай. — Вставай, — говорит, — замерзнешь. — И повел меня. И я сразу протрезвел». После этого случая Николай больше никогда не напивался.

О пользе поста на каторге

На пятнадцатом клейме иконы изображается случай, который произошел в ссылке в Сибири. О нем вспоминал отец Алексей Кибардин. Перед праздником святителя Николая отец Алексей предложил ссыльным во время своей проповеди почтить память угодника Божия Николая Чудотворца трехдневным постом. На пост согласилось 26 человек. И в сам день памяти святого 22 мая 1955 года пришло известие об освобождении именно тех 26 человек, которые постились.

Ученые из лаборатории лицевой анатомии при Ливерпульском университете (Великобритания) недавно создали портрет Николая Чудотворца, который уже называют самым реалистичным его изображением. При эксперименте использовались самые последние достижения в области лицевой анатомии.

Спасение многотонного КрАЗа с водителем

16 клеймо: эту историю рассказал священномученик Сергий Правдолюбов, священник. В 1970-е годы в Рязанской области были сильные морозы (ниже 40 градусов). Тогда замерзло много людей, а район был объявлен зоной стихийного бедствия.

Машину занесло в кювет. Приближалась ночь, мимо никто не проезжал, а горючее заканчивалось. Водитель на протяжении долгого времени пытался выехать из кювета, ничего не получалось. Тогда он просто закрылся в кабине и стал готовиться к смерти. Неожиданно в окно постучал старичок в стеганной телогрейке и шапке-ушанке. Он предложил водителю помощь, сказал, что хочет толкнуть его машину. Водитель невольно улыбнулся, пытаясь объяснить доброму старичку, что он не в силах вытолкать из кювета многотонный КрАЗ. Для этого нужен был как минимум трактор.

Старичок не унимался. Тогда водитель завел машину, а дедушка ее толкнул. Толчок был настолько сильным, что машина смогла выехать на шоссе. Когда водитель обернулся, чтобы поблагодарить дедушку, старичок словно растворился в воздухе. Его следы обрывались сразу в поле. Когда водитель приехал домой, то увидел, как его мать молится у иконы святителя Николая. В образе святого он узнал своего «старичка».

«Старец с вокзала, спаси меня!»

17 клеймо. На нем изображена история, которую рассказал певец Александр Вертинский. Она произошла в начале ХХ века. В Харбине на вокзале висела икона святителя Николая внушительных размеров. Этот образ еще помнили эмигранты из России, которых здесь было очень много. Однажды ранней весной на вокзал прибежал старый китаец, весь мокрый, и упал перед иконой. Он что-то говорил и протягивал руки к изображению святителя. Как выяснилось, он переходил речку и провалился под лед. Когда он понял, что тонет и надежды на спасение нет, то стал кричать: «Старец с вокзала, спаси меня!» В тот момент китаец потерял сознание, а когда пришел в себя, то оказался на другом берегу. Потом прибежал на вокзал и стал благодарить святого.

Святитель и самолет

18 клеймо повествует о помощи святителя Николая в небе. Летчик гражданской авиации Алексей рассказал, как в 1970-е годы он со своим экипажем летел по курсу и вдруг «наткнулся» на огромную тучу. Облететь ее было невозможно — маршрут шел через нее. Экипаж стал молиться святителю Николаю. Вдруг возле тучи они увидели старца в облачении, который в руках держал метлу и размахивал ей, пробивая в туче тоннель, в конце которого Алексей с экипажем увидели солнечный свет. Они пролетели по туннелю, сохраняя старый курс. Весь экипаж подтвердил этот случай.

«Чего спишь?»

На 19 клейме иконы изображается рассказ участника войны Николая. Он убежал из плена и пробирался в ночное время по оккупированной Украине на восток. Однажды под утро, выбившись из сил, Николай уснул в поле. Неожиданно его разбудил старичок в облачении: «Чего спишь? Сейчас немцы придут! Беги в те кусты!» Воин бросился бежать, но, чтобы добраться до указанных кустов, ему нужно было переплыть через речку. На другом берегу из кустов Николай наблюдал, как пришли немцы с собакой и искали его во ржи. Собака подбежала к реке, понюхала, но дальше не смогла указать след.

Другие самые известные иконы и изображения святого Николая смотрите здесь:

19-го июля 2018 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Иконы эпохи Николая II». Выставка приурочена к 100-летию трагической гибели семьи императора Николая II. В экспозиции представлены работы, созданные на протяжении 22 лет правления последнего русского императора из Русской Православной Старообрядческой церкви, Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана, фонда апостола Андрея Первозванного, частного Музея русской иконы, из личных коллекций. В их числе, икона Святая мученица царица Александра, складень с изображением равноапостольной княгини Ольги, подаренный царской семье гражданами Царского Села по случаю рождения в ней первого ребенка.

Привлекает внимание образ из мастерской В.П. Гурьянова, поставщика двора Его Императорского Величества, созданный в 1916 году для великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве. Уникальным экспонатом является «Созвездие Цесаревича» – последнее пасхальное яйцо Фаберже для Императорского дома. На нем изображена точная карта созвездий, находившихся над горизонтом в момент рождения цесаревича Алексия.

На рубеже XIX-XX столетий достигла высшего расцвета деятельность знаменитых иконописных и ювелирных мастерских М.И. Дикарева, О.Ф. Курлюкова, Ф.Я. Мишукова, П.И. Оловянишникова, Д.Л. Смирнова, Фаберже, И.П. Хлебникова, И.С. Чирикова и их наследников. На выставке представлены экспонаты с авторскими подписями или фирменными клеймами мастерских.

Царский манифест 1905 года о веротерпимости дал новый творческий импульс старообрядческим иконописцам, с чьей деятельностью связаны масштабные реставрационные проекты второй половины XIX – начала ХХ века, представившие обществу уникальность художественного языка древнерусской иконы. На выставке можно посмотреть редкие иконописные образы: «Великомученик Прокопий и праведный Иов Многострадальный» с изображением Рогожской слободы, «Богоматерь на престоле, с пророками Давидом и Соломоном» из старообрядческой Успенской церкви на Апухтинке в Москве.

Особого внимания заслуживает мемориальный образ «Благоверные князья Федор, Давид и Константин Ярославские», выполненный в 1911 году для архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина) – будущего патриарха Московского и Всея Руси.

В последние годы царствования Николая II появились новые иконографические сюжеты, связанные с военными и революционными событиями. На иконе «Святитель Николай Чудотворец, с апостолами Петром и Павлом» – изображение броненосца Петропавловск 1-й Тихоокеанской эскадры, подорвавшегося на мине 31 марта 1904 года вблизи Порт-Артура. На корабле погибли командующий эскадрой адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин.

В годы Первой мировой войны получает широкое распространение иконография Богоматери Августовской (Явление Богоматери русским воинам в Августовских лесах). С событиями Октябрьского переворота и Гражданской войны связан образ святителя Николая Чудотворца (Никола Раненый).

Выставка показывает стилистическое разнообразие и активные поиски новых форм в русской иконописи, отражающие духовные и эстетические запросы «эпохи перемен» в годы царствования Николая II.

Минуло десять лет с тех пор, когда по благодати Божией я сподобился поступить послушником в расположенную на богохранимом острове Андросе священную обитель покровителя мореплавателей святого Николая Чудотворца.

Впервые переступив порог собора священной обители, места моего покаяния, я облобызал дивные иконы и мощи, поклонился святыням. Но особенно меня поразила находившаяся в прекрасном серебряном ларце святая и благодать источающая глава преподобномученика Николая Нового Вуненского.

Благоухание, которое я вдохнул в тот святой миг, когда поклонился ей, и которое неоднократно ощущал за годы пребывания в священной обители, давало и дает мне силу и крепость для духовных подвигов в этом непостоянном мире. Преподобномученик как бы говорит нам: я всегда с вами, ваш теплейший молитвенник и в нуждах помощник.

Это живое присутствие святого через многие столетия спустя со дня его мученической кончины побудило меня заняться исследованием его жизни, страданий и посмертных чудес. Много раз я обращался к нему в обуревающих меня временами болезнях и душевных скорбях и получал помощь, ведь присутствие его святой главы в монастыре сделало его вторым помощником и покровителем нашей обители после великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Много раз, как я уже сказал, и мы сами, и многие наши благочестивые паломники, прибегали к благодати святого и перед его святой главой, перед его святыми мощами и чудотворными иконами пели молебный канон. Некоторые песни мы использовали из праздничного канона службы святого или из канона Богородицы.

В 1972 году с благодать точащей главой святого мы отправились в Вунену Фессалий-скую, на место его мученической кончины, где сохранились могила и дерево, к которому был привязан святой и возле которого был пронзен копьем. Из ствола этого дерева каждый год в день его памяти истекает жидкость, алая, словно кровь. В 1975 году мы побывали в Афинах в храме святого Василия Руф, а в 1976 году - на острове Саламине, где находится храм XII века, посвященный преподобномученику.

Во время этих поездок с благодать точащей главой по молитвам святого к любоблагоутробному Господу были совершены многие невероятные чудеса.

Многие из паломников стали просить у нас его житие, писали в обитель с просьбой прислать молебный канон и рассказы о чудесах святого.

Все это послужило поводом к тому, что мы решили восполнить наше большое упущение и обратились к подвизавшемуся на Святой Горе отцу Герасиму Микрагианнаниту с просьбой составить службу святому.

Мы позаботились, чтобы в честь святого были составлены не только молебный канон и акафист, но также и похвалы, которые благочестивые верующие христиане могли бы воспевать в минуты скорби душевной и немощи телесной.

Мы также собрали некоторые из последних преестественных его чудес и передали их в руки верующим, чтобы те, прочитав, познали силу молитвы нашего святого чудотворца.

Ныне мы приступаем к изданию песнопений святого с тем, чтобы благочестивые верующие христиане призывали на помощь святого и пели ему молебный канон хотя бы у себя в домах, часто и в особых обстоятельствах, в болезнях, и получали облегчение и утешение от преподобномученика.

Надеемся, что все благочестивые христиане с духовным ликованием воспримут настоящее издание и станут петь эти святые песнопения. А святой, внимая их молитвам и прошениям, будет молить нас ради человек и нашего ради спасения страдавша Господа и дарует исцеление находящимся в немощи душевной и телесной и покроет всех нас, почитающих его. И станет молиться вместе со своим соименником Великим Николаем Мирликийским о сохранении всех по морю путешествующих и спутешествует им.

Написал в моей келье 6 декабря 1976 спасительного лета в праздник святителя и чудотворца Николая Мирликийского, покровителя нашей святой обители.

Архимандрит Дорофей (Фемелис)
игумен монастыря святителя Николая
Мирликийского на острове Андрос

Святые покровители носящих имя Николай

Святой Николай Чудотворец
День памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца, или, как его издревле зовут в России, Николы Угодника, совершается трижды в году – 9/22 мая, как еще говорят в народе, Никола вешний, 29 июля/11 августа и 6 /19 декабря, иначе – Никола зимний. Празднование иконы Святителя Николая Мирликийского в мае – Никола вешний – установлено в память о перенесении чудотворных мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Бар (ныне Бари), где до 1087 года помещалась гробница с останками святого во избежание осквернения святыни турками.
Имя святителя Николая, прославлено неисчерпаемым поистине списком изумительных избавлений, исцелений и других чудес, которые перечислить все просто невозможно. И сейчас горячие молитвы к святому Николаю Чудотворцу помогают верующим решить многие свои проблемы, неразрешимые обычными, земными способами.
Николай (Велимирович), Охридский и Жичский, Сербский, епископ


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский - уникальная фигура в современном Православии. Как у многих избранных Богом, в его жизни даже даты его биографии отмечены особым знаком промысла Божия. День его рождения приходится на день памяти святителя Наума Охридского, который был учеником святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Никола Велимирович родился в 1880 году в многодетной крестьянской семье в сербском селе Лелич. Мальчик с ранних лет тяготел к знанию, и родители, видя это, стремились дать ему максимально хорошее образование. В результате он получил блестящее европейское образование теолога и философа со знанием всех ведущих европейских языков, в Берне, а затем в Оксфорде, после чего начал карьеру преподавателя в Белградской семинарии. Но тут он внезапно и тяжело заболел. Тогда он понял, что боязнь дана ему неспроста, это знак свыше, и дал слово, что если выздоровеет, то посвятит свою жизнь Господу. Вскоре так же, как скоропостижно заболел, он быстро выздоровел и для исполнения данного им во время болезни обета поспешил в обитель Раковица недалеко от Белграда, где принял монашеский постриг.

После этого он уехал учиться в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, куда поступал как обычный семинарист, из скромности скрыв свое серьезное прежнее образование. Учился он, как всегда, блестяще. Видя усердие и незаурядное дарование молодого студента, Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) испросил для Николая (Велимировича) у Росийскогоо правительства разрешение на путешествие по святым местам России. Так Россия стала для молодого священника, можно сказать, второй Родиной.

Иеромонах Николай (Велимирович) был рукоположен в сан епископа Охридского в 1920 году. Охрид, центральный город епархии, располагается доныне в Македонии, на берегу Охридского озера. В своей епархии Владыка Николай очень внимательно следил за духовной ее жизнью. Часто ездил, проповедовал, следил за восстановлением монастырей после I Мировой войны, основывал сиротские приюты, не опускал нарушения чистоты веры.
Когда в Сербии начало формировать свои организации сектантство, епископ Охридский создал Православное народное движение, объединяя в нем крестьянское население, более подверженное влиянию сектантов, и вел разнообразную просветительскую деятельность. В том числе ему принадлежат духовные песни - религиозные тексты, положенные на народные мелодии, которые пелись тогда, и не утрачены в Сербии по сей день.
В 1932 году Охридской епархией Сербской Православной Церкви начал издаваться журнал «Письма миссионера», где Николай Охридский избрал для своих проповедей эпистолярный жанр - письма пастыря к пастве. Позже на основе статей святитель Николай издал книгу с одноименным названием.

С начала II Мировой войны сербы приняли сторону СССР, хорваты оказались на стороне Гитлера. По приказу фюрера, который стремился лишить сербов духовных лидеров, отправил в концлагерь Дахау епископа Николая (Велимировича) и Патриарха Сербского Гавриила, где они провели два тяжких года, но и там они добрым, но твердым пастырским словом поддерживали духовные силы заключенных в земном аду концлагеря.

После войны святитель Николай вновь занимался восстановлением разрушенных обителей, вновь собирал новых насельников и насельниц на место тех, кого отняла война. Однако сам в Югославии проживать не мог - страна стала на путь атеизма, как и большинство стран социалистического лагеря.

Он уехал в эмиграцию в Европу, жил в Англии, откуда выехал в Америку, где последние годы жизни, отданные миссионерству и литературным трудам, а также материальной поддержке сербских монастырей и церквей, провел в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский мирно скончался 18 марта 1956 году на молитве ко Господу. В 1991 году святые мощи Владыки были перенесены на его малую родину, в церковь села Лелич. Вся жизнь его - ярчайший образец смирения, добродетели и преданности избранному им по воле Бога пути просветителя и неустанного проповедника словом и делом Православной веры везде, куда бы ни приводила удивительная судьба нашего святого современника.

Николай (Кавасила), праведный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 июня/3 июля.

Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 июля/9 августа.

Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский († 1392), родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы "от человек", начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки.

Блаженный Николай и другой новгородский юродивый блаженный Феодор (память 19 января) вели себя как непримиримые враги и тем самым наглядно показывали новгородцам пагубность их междоусобной распри. Однажды, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по Волхову, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Блаженного Николая прославил Господь даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушел, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. По кончине блаженный Николай был погребен в конце кладбища, расположенного вокруг Яковлевского собора. Мощи блаженного Николая почивают под спудом в построенной над его могилой церкви великомученика Пантелеимона.

Николай Псковский, Саллос (Блаженный) Христа ради юродивый


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 февраля/13 марта.

Святой Николай был родом из Пскова. В народе его называли «Микула Салос», что по-гречески означает «блаженный Николай». Проживал он при местном соборе, в любую погоду ходил в ветхой одежде, молился за всех встречных. Производя внешне впечатление безумного, он, безусловно, обладал чистою душой и разумом духовным.

В 1570 году блаженный Николай фактически спас свой город от разгрома. В то время царь Иоанн Грозный, после разорения опального Новгорода двинулся с тем же намерением на Псков. Горожане, плача и молясь, готовились встречать царя. Они встали на коленях у ворот своих домов с хлебом-солью в руках. А юродивый Николай выскочил навстречу царю и предложил ему кусок мяса. Царь отказался, ссылаясь на пост. Тогда блаженный указал ему на то, что царь совершает в пост дела пострашнее, занимаясь грабежом и проливая невинную христианскую кровь. Громко обличая Иоанна Грозного, Николай Псковский предупредил его о несчастии, если тот не покинет город по-хорошему. Царь удивился, но все же решил начать разорение Пскова. И в тот же день умер его любимый конь. Иоанн вспомнил пророчество блаженного Николая и, страшась дальнейших бед, бежал из Пскова.

Святой Николай Псковский почитался в городе как провидец и чудотворцем. Псковичи так полюбили его, что когда он скончался в 1576 году, его захоронили в Псковском кафедральном соборе, где хоронили лишь епископов и князей.

Николай Севастийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 9/22 марта.

Святой Николай - один из сорока Севастийских мучеников, чья память в Православной Церкви чтится особо, в день их памяти даже облегчается Великий пост - самый строгий из всех существующих. Сорок воинов-христиан римского войска пострадали за Господа около 320 года в городе Севастии. Несмотря на подписанный Константином Великим закон о свободе вероисповедания, его наместники в провинциях продолжали гонения на христиан. Так и военачальник этого войска, узнав, что в рядах есть христиане, начал принуждать их принести жертву языческим идолам. Когда стало понятно, что вера их крепка, военачальник приказал отвести христиан к озеру, раздеть и поставить на всю ночь в воду. Стояла зима, мучение было невыносимым, а на берегу для большего соблазна была затоплена баня для тех, кто отречется от Христа. Всю ночь воины самоотверженно простояли в ледяной воде, подбадривая друг друга, согреваясь лишь священными гимнами Богу.

К утру один из воинов не выдержал и бросился к теплой бане, но упал мертвым на ее пороге, а от оставшихся в воде начало исходить чудесное сияние. Сторож, стоявший на берегу, увидев такое чудо, уверовал в Господа Иисуса Христа и заменил собой отступившего воина. Их опять стало сорок. Пришедший чуть позже военачальник, увидев, что все его старания напрасны, никто перед лицом пытки не отрекся от своей веры, все мученики живы и даже бодры, приказал их сжечь, а останки выбросить в реку.

Через три дня сорок мучеников Севастийских явились Петру, епископу Севастийскому и поведали о своем подвиге. Петр собрал их останки и с честью похоронил.

Николай Славянин, схимонах


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 24 декабря/6 января.

Святой Николай Славянин жил в IX веке, был византийским солдатом, исповедовал христианскую веру. Как-то накануне боя ему было послано искушение в лице блудной женщины, но он решительно отверг ее домогательства, считая, что порок несовместим с его верой во Христа. После битвы он один из отряда остался в живых и обратился к Богу с благодарением. И ему было послано откровение о том, жизнь подарена ему за победу над искушением. Спасенный Николай ушел из армии в монастырь, стал схимонахом и до конца дней молился о прощении грехов погибшим в боях. Прославился как прозорливец.

Николай Студийский, игумен, исповедник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 февраля.

Николай Японский, равноапостольный, архиепископ


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 3/16 февраля.

Святитель Николай Японский (в миру Иван Касаткин) жил в России в XIX веке. Родился он в 1936 году в Смоленской губернии в семье деревенского диакона. В нем рано обнаружились не только пристрастие к духовным книгам, но и редкий проповеднический дар. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, юноша успешно прошел путь духовного училища, семинарии в Смоленске и затем духовной академии в Санкт-Петербурге. После окончания в 1960 году он принял постриг и был посвящен в сан иеромонаха. Ректор академии, епископ Нектарий, напутствуя своего лучшего выпускника на будущее служение, предсказал ему крест подвижника и труды апостольские.

В этом же году святитель Николай по собственному выбору уехал в Японию, став настоятелем храма города Хакодате. В начале служения в его общине насчитывалось всего около 20 человек. Несколько лет проповедник упорно изучал язык и традиции этой страны. Через 8 лет он уже бегло говорил на японском и английском языках, получил сан архимандрита и стал начальником Российской Духовной Миссии в Японии. Еще через несколько лет при Миссии в Токио были открыты 4 училища, стал издаваться духовный вестник и книги духовно-нравственного содержания на японском языке. За столь значимые результаты работы Миссии Николай Японский был возведен в сан епископа Токийского, а позже - архиепископа.

Тяжелые испытания перенес святитель во времена русско-японской войны в 1905 году. Проявляя мудрость и такт в отношениях с властями, он смог помочь многим русским военнопленным. К 1911 году численность его паствы составляла 33 тысячи человек, а в его епархии трудилось 266 православных общин.

Преподобный Николай Японский мирно почил в 1912 году. Через полвека после его кончины было принято решение причислить этого выдающегося духовного просветителя к лику святых с именованием «равноапостольный».

Этот прославленный и непобедимый воин Христов Николай происходил с Востока. Плотью рожденный от благородных и благочестивых родителей, душой же он оказался мужем благороднейшим и предивнейшим.

С детского возраста Николай был весьма умен и рассудителен. Он не общался с беспечными юношами, которые увлекались смехом и разными остротами, не сквернословил и не занимался болтовней, как это свойственно молодым, но любил общаться с людьми рассудительными и старцами, дабы внимать их душеполезным и нужным словам и собеседовать им. Когда же он вырос, то благодаря мужеству и отваге был отдан в армию, где преуспел в военном деле настолько, что не раз совершал подвиги, а потому прославился и стал знаменитым.

Тем временем император, услышав о его доброй славе и узнав от многих людей, что Николай был не только искусным оратором, но и достойным советником, другого такого не сыщешь, вызвал его в царский дворец и, поговорив с ним, весьма обрадовался, увидев, что сей муж имел ум, благоразумие и рассуждение. Поэтому он наградил его званием дуки, выделил провинцию и подчиненных воинов, как и надлежало. Николай же, получив это звание и став правителем, ежедневно упражнял своих солдат, объясняя им воинское искусство, ибо этого от него требовало возложенное на него звание. В особенности он наставлял их в делах христианской жизни и порядка, учил их молиться и призывать Владыку Христа, чтобы Тот дал им силу в сражении с врагом на поле боя. Он часто рассказывал им о подвигах и победах древних воинов, о том, как они воевали и побеждали, как завоевывали многие крепости и города. Но наиболее усердно учил самому необходимому - иметь страх Божий и непрестанное памятование о Нем, никогда не обижать ни богатого, ни бедного. Поэтому о воинах Николая, где бы они ни оказывались, никто и никогда не говорил, что они кому-то нанесли обиду или причинили ущерб.

В то время, то есть в VIII веке, около 720 года, часть Фессалии отделилась и не хотела подчиняться константинопольскому императору-иконоборцу Льву Исавру, который властвовал на Востоке. Фессалийцы же пошли к границам Македонии, занимаясь грабежами и захватывая многих в плен. Тогда император разослал по всему Востоку указ, и пришли топархи с войсками, среди которых был и наш Николай со своими подчиненными. Он направился в Фессалоники, и в завязавшемся бою победил фессалоникийцев, заставив их повиноваться. Они, в свою очередь, дали слово платить положенную дань, как и прежде.

Покинув Фессалоники, он направился в Ларису. Тогда это была мощная и величественная крепость, прекрасная и охраняемая башнями-укреплениями. Поэтому воины Николая не смогли ее покорить, но, более того, – сами были побеждены, ибо жители Ларисы мужественно сражались и многих воинов убили. Николай, видя, что ромеи изнемогают, а враги одерживают верх, размышлял так: вот наши люди побеждены, а если и я погибну, как погибли эти несчастные, напрасно на войне, то что толку мне от моей временной почести дуки, от моего тленного звания? Лучше жить простым человеком, чем командовать столькими воинами и принять бесчестную кончину. Что за цена моему телу, какая польза моей душе, коль так безвременно окончится моя жизнь? Лучше я уйду в некое пустынное место и стану оплакивать свои прегрешения. И может быть, тогда получу у Бога прощение в час судный.

Так рассудив, он оставил своих воинов, предоставив им идти, куда они хотят, и направился в Вунену (Вунена – это гора в Фессалии, иначе именуемая Отрис), где рос высокий лес и в густых зарослях были кельи, в которых жили отшельники и добродетельные подвижники. Увидев их, Николай возблагодарил Господа, Который просветил его и привел в это душеспасительное место. Там он и остался, подвизаясь вместе с ними и работая в добродетели по Бозе. А те дивные подвижники, видя рвение его души, видя, сколь усердно он подвизался в посте, молитве и всенощном бдении, возлюбили его в Боге и в частых беседах с ним побуждали его к еще большему преуспеянию в добродетели, рассказывая душеполезные истории. Так ежедневно слушая эти наставления, он, как мог, радел о подвиге монашеского жительства, и все восхищались им, в душе помышляя, не превзойдет ли этот юноша их в подвиге.

Лукавый же диавол, видя их дивное и достохвальное житие по Бозе, не смог, треокаянный, стерпеть это, имея обыкновение всегда препятствовать добру и искушать добродетельных людей. Поэтому он воздвиг безбожных аваров, и они принялись грабить западные земли, попирая крепости и страны, и многих уводя в плен. Когда они пришли в Ларису, то за несколько дней захватили ее и покорили все ее окрестности, начиная от Димитриады, то есть Волоса, до Фарсалы и Элассона и их окрестностей. Захватчики так унижали их жителей, что стали притеснять веру и принуждали отречься от Владыки Христа, единого истинного Бога, и поклоняться непотребным идолам. И многих из тех, кто не захотел отступить от своего благочестия, но претерпел различные наказания и тысячи мучений ради любви к сладчайшему Христу, они умертвили. Те боголюбцы временными мучениями унаследовали вечное ликование и неизреченную радость в Царствии Небесном.

Когда же все это происходило, святой Николай подвизался в Вуненском скиту вместе с товарищами, имена которых Григорий Армодий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантолей, Емилиан и Навудий. Однажды ночью они молились, и явился им Ангел Господень, и сказал: «Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное». Сказав это, он стал невидим. А отшельники, услышав это радостное благовестие, возрадовались и подвизались еще усерднее, упражняясь в посте и молитве, дабы удостоиться небесного блаженства. Несколько дней спустя кровожадные варвары авары узнали, что на Вуненской горе живут подвижники, постясь и молясь непрестанно Господу днем и ночью. Авары вооружились и отправились, чтобы убить иноков.

Святой же Николай утешал братьев и сподвижников, говоря: «Да не устрашимся, братья, временной смерти и ничуть ее не убоимся, ибо настал час проявить мужество и через это малое краткое наказание унаследовать постоянное ликование и упокоение вечное». Когда эти и другие слова произносил святой для укрепления братии, пришли кровожадные люди и словно дикие звери схватили святых и нещадно и безжалостно мучили их крюками, шестами и разными другими орудиями пыток. Однако блаженные подвижники мужественно и доблестно претерпевали все пытки и не отступили от веры. Тогда варвары обезглавили их, предав временной смерти, а вместе с тем – жизни вечной и Царствию Небесному.

Видя прекраснейший возраст святого Николая, его разум и мужество, они не стали его пытать, но словами, хитростью и лестью принуждали к нечестию в надежде, безумные и безрассудные, склонить его на свою сквернейшую сторону. Однако тщетно они старались и безумное помышляли, ибо ни в чем не смогли поколебать его веры, а на их хитрость он рассудительно отвечал:

«Я не малое дитя, чтобы вы обманули меня чем-то неизвестным и заставили отказаться от истинного Бога, моего Творца и благодетеля, и поклониться глухим и бездушным идолам. Но как с самого начала я был благочестивым православным христианином, так и хочу им оставаться, и так предам мою душу в пречистые руки Господа нашего Иисуса Христа, которому как истинному Богу и Спасу моему поклоняюсь и служу. И если враг моего Иисуса принуждает меня отречься от Него, то ради любви к Нему я хочу пролить кровь мою. А ваших богов я поношу и считаю за бездушные камни и бесчувственные деревяшки». Услышали безбожные варвары оскорбления и обвинения в адрес своих богов и весьма прогневались и стали жестоко бить его.

Через некоторое время они вновь принялись за уговоры: «Николай, не теряй своего мужества и своей красоты понапрасну. Твой Христос не хочет тебе помогать. Сделай только то, что мы тебе говорим, стань нашим сообщником и единомышленником и тогда ты не лишишься сей сладчайшей жизни. А если будешь пренебрегать нашими словами, то мы предадим тебя многим страшным мучениям». На это святой отвечал: «То, чем вы меня устрашаете, я жажду получить, потому что если вы лишите меня этой напрасной и временной жизни, то даруете мне жизнь бесконечную и Царствие Небесное, где я, присно спрославляемый с моим Христом, буду наслаждаться радостью неизреченной и неизглаголанным весельем и ликованием в раю».

Тогда они поняли, что не смогут поколебать его твердой веры, и решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Два или три раза менялись бичевавшие, но святой держался доблестно, молясь: «Терпя потерпех Господа» (Пс. 39). Он столь мужественно переносил мучения, что казалось, будто вместо него кто-то другой претерпевал их. После этого, привязав его к дереву, они стреляли в него из лука и, взяв его копье, метали в него. И множество других мучений причинили ему, заставляя отречься от Христа и поклониться идолам. Он же бесстрашно смеялся над ними: «Вы, звероподобные и бесчеловечные, имеющие одно обличье человека, ума же не имеющие, присущего человеку, вы надеетесь, что этими мучениями разлучите меня от любви Христа моего. Но сколько зла вы мне причиняете, столько венцов мне сплетаете. А Христос, мой помощник, стоит рядом и облегчает мои страдания. Поэтому ни боли, ни мучений я не чувствую». Услышав это, варвары отчаялись. Они поняли, что не смогут переубедить мученика, даже если подвергнут еще тысяче других пыток, и усекли его святую главу 9 мая.

Блаженная и светлая же душа мученика вознеслась в небесные обители, а светлые Ангелы соликовали и пели вместе с ней. А святое и всечестное тело его оставалось на той горе непогребенным и пребывало в забвении. Но по благодати великодаровитого и всемогущего Бога Ангелы Божии сохраняли его невредимым и нетленным до тех пор, когда Бог, достойно почитающий всех верующих в Него и не отрицающихся Его святого имени, чудесным образом явил сие драгоценное сокровище. Ведь тех, кто прославил Его на земле и подвизался за Его святое и препетое имя, Всеблагой Господь Сам почтил и воздал им обильно, соделав их сынами и наследниками Своего Царствия. И не только на небесах Он воздает им сторицею награду за их труды, но и здесь на земле посылает им благодать и силу творить чудеса, прославляемым людьми и на собственном примере побуждающим других к совершению добрых дел и подражанию Христу. Таким был преподобномученик Николай, снискавший за свои чудотворения почитание среди всех христиан и прославляемый как имеющий великое дерзновение перед Всеблагим Богом. Из многих его чудес выслушайте рассказ об одном. По нему вы сможете судить и об остальных, ибо по части познается целое.

В той провинции Востока, где родился и вырос преподобномученик и целитель Николай, был один очень богатый правитель. С ним приключилась страшная болезнь проказа, которая долгое время снедала и изнуряла его плоть. Он истратил на врачей огромные средства, и всё без пользы. Чем больше он тратил, тем сильнее прогрессировала болезнь, причиняя ему неутешную скорбь. И вот, однажды ночью, когда он спал, ему во сне является святой и говорит: «Зачем ты расточаешь и тратишь свое богатство понапрасну? Ступай в окрестности Ларисы и спроси, где находится гора Вунена. Там исследуй хорошо местность и возле источника отыщи мои мощи, которые принесут тебе исцеление от твоей ужасной болезни». Утром, когда рассвело, больной поднялся с одра и тотчас, даже не оставив никаких распоряжений по дому, отправился к пристани, где отыскав корабль, отправился в Ларису.

Прибыв на то место, о котором сказал ему святой, он обнаружил источник с чистой и сладчайшей водой и возрадовался. Затем он тщательно исследовал место. Это оказалось весьма трудно из-за того, что лес был огромным и густым. С Божией помощью он обрел всечестные мощи мученика на расстоянии пятнадцати шагов от источника. Они чудесным образом сохранились за столькие годы целыми и нетленными и источали благоухание. Тогда правитель прежде умылся в источнике, а затем с благоговением и верой облобызал святые мощи, и, – о, чудо! – тотчас избавился от своего недуга, который исчез словно мрак от света. Он в один миг сделался совершенно здоровым, и никаких следов болезни не осталось на его теле. Чтобы не оказаться неблагодарным за это великое благодеяние, он расчистил то место, где обрел святое сокровище, и воздвиг на нем церковь во имя святого. Посреди этой церкви и находится источающий чудеса гроб этого Божия преподобномученика.

В округе есть разные села, в одном из них, в Джапазларе, хранится священный образ святого, который в день его памяти переносят в эту церковь, празднуя ежегодное празднество, на которое собираются многие тысячи христиан.

Итак, правитель вернулся домой, прославляя Бога и воссылая благодарность святому. Он привез с собой небольшую частицу мощей святого и землю с того места, и те, кто прикладывались к ним, исцелялись от всякого недуга.

И не только это чудо совершил святой угодник Божий, преподобномученик Николай, но и многие другие, достойные повествования. Ибо тот исцеленный правитель повсюду объявил о чуде, и молва разнеслась не только по всему Востоку, но дошла и до Запада. И из разных мест стекались люди, имевшие недуги, и тотчас получали исцеление по вере, которую каждый из них имел к Богу, и по благоговению, которое питал к мученику.

А святой не только тогда совершал чудеса, но и сейчас творит великие дела для тех, кто всем сердцем верует во Христа и горячо благоговеет перед святым мучеником и богоугодно празднует его память с песнопениями и псалмопениями, умиленно и смиренно.

Здесь надо сказать, что на острове, именуемом Андрос, находится монастырь святителя Николая Мирликийского. В этой досточтимой обители как некое многоценное сокровище хранится честная глава преподобномученика Николая Нового, которую отцы обители неоднократно привозили в Константинополь, поскольку там, во Влах-сарае было подворье упомянутого монастыря. И повсюду, куда бы они ни привозили мощи для поклонения, всюду совершались бесчисленные чудеса.

Каждый год, в день его памяти 9 мая, из дерева, на котором его убили турки, выступает его жидкая кровь. Сейчас это дерево находится на частной территории недалеко от г. Ларисы. Монахи монастыря св.Николая с трепетом собирают эту кровь и привозят её в монастырь. Эту величайшую святыню они раздают всем страждущим. Заметили, что от этой святыни люди исцеляются от раковых заболеваний.