Апокриф "хождение богородицы по мукам" (XII в.). "хождение богородицы по мукам" Хождение богородицы по мукам читать оригинал

Апокрифическая легенда “Хождение Богородицы по мукам ” был переведен с древнегреческого языка на старославянский, по крайней мере, в XII в. Иными словами, возник он на византийской почве и был затем заимствован древнерусской литературой. Апокриф этот имел широкое хождение, так как относился к жанру эсхатологических сочинений, своего рода “хождениях” и “видениях”, повествующих о конце мира и о мучениях грешников в аду.

Святая Богородица захотела помолиться Господу Богу, чтобы во имя Отца и Сына и Святого духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И вот архангел Михаил сошел с небес, а с ним – 400 ангелов: 100 с восточной стороны, 100 – с западной, 100 – с южной и 100 – с северной. Богородица хотела воочию увидеть, как мучаются души человеческие.

“Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они”.

На вопрос Богородицы, кто это такие, архангел Михаил ответил:

Это те, кто не веровали в Отца и Сына и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов; все это те люди сделали из камней, - Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучатся ”.

Интересно упоминание в старославянском переводе имен Траяна, Хорса, Велеса и Перуна , которые отсутствуют в тексте византийского апокрифа. Это – имена языческих богов древних славян. Несомненно, эта вставка была сделана древнерусским переводчиком. Особый интерес представляет загадочное имя Траян . Его нет среди тех языческих идолов, которые упоминаются в летописях. Но в “Слове о полку Игореве”, созданном в конце XII в., русская земля названа: “земля Троянова ”. Видимо, речь идет о каком-то древнем славянском божестве, сведения о котором практически не сохранились.

В другом месте Богородица увидела тьму великую, и попросила архистратига Михаила:

Пусть разойдется тьма, чтобы видела я и те мучения. И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая Богородица воскликнула: “Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?” Но ни голоса, ни ответа не слышно было ”.

И спросила Богородица у архистратига: “В чем их грех?” И ответил архистратиг Михаил:

Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в тебя, святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением ”.

О ком говорит архангел Михаил? А говорит он о еретиках, представителях тех течений и направлений христианства, которые отвергали церковный догмат о вочеловечении Бога в лице Христа. Иными словами, тех, кто не признавал Христа вочеловечившимся богом, а считал его просто человеком, пророком и учителем, но не имевшим божественной природы. В частности, этой точки зрения придерживались несториане – последователи константинопольского патриарха середины V в. Нестория. И хотя несторианство было осуждено на Эфесском церковном соборе как ересь еще в 431 г., оно было широко распространено вплоть до XIII в. Так что борьба с несторианством долго оставалась актуальной проблемой для православной церкви, что и нашло отражение в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”.

Затем ангелы повели Богородицу в южную сторону, где протекала огненная река, в которой были погружены мужи и жены.

Увидев их, святая Богородица заплакала громким голосом и спросила: “Кто это, по пояс в огонь погруженные?” И сказал ей архистратиг: “Это те, кого прокляли отцы и матери ” “А кто те, что до подмышек в огне?” И ответил архистратиг: “Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили ” “А кто те, что с головой ввержены в огонь?” И ответил ей архистратиг: “Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста ”.

Потом Богородица увидела мужа, висящего за ноги, поедаемого червями. И сказал ей архистратиг Михаил:

Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается ”.

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: “Что это за женщина и в чем грех ее?” И отвечал архистратиг: “Эта женщина ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни ”.

Потом архангел Михаил повел Богородицу на север, и там она увидела еще более страшные муки: железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, Богородица заплакала. А Михаил сказал ей:

Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой ”.

А в другом месте Богородица увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: “Господи, помилуй меня”. И ангел, владеющий муками, подошел и сказал ей:

Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: “Кто работает в церкви, тот от церкви и питается”, поэтому он и мучается здесь ”.

Среди грешников, которые описаны в апокрифе, мы видим язычников и еретиков ; детей, проклятых своими родителями; кумовьев, творивших блуд; ростовщика и сплетницу ; клеветников и сводников ; клятвопреступников , жадных и лживых священнослужителей ; здесь и попадьи, которые после смерти своих попов выходили замуж, и монахини, творившие блуд , и воры и прелюбодеи ; пьяницы и сребролюбцы ; здесь мучаются страшными муками немилосердные князья и цари ; епископы и патриархи, не творившие волю Божью , беззаконные судьи и попы, которые жили в блуде и беззаконии.

Муки, описанные в апокрифе, различаются степенью тяжести – в зависимости от тяжести грехов людей, их совершивших в земной жизни. Но примечательна одна закономерность: с точки зрения средневекового сознания наиболее тяжкие грехи те, которые связаны с обманом , ложью , предательством .

Язычники или еретики мучаются меньше, чем ростовщики или сплетницы, меньше, чем клятвопреступники или лицемерные попы, чем клеветники или сводники, чем неверные попадьи или монахини, предающиеся блуду. Современному человеку может показаться странным, что клевета и сводничество, клятвопреступление и супружеская неверность, – осуждаются и наказываются более и тяжкими муками, чем даже воровство или убийство! И уж совсем неожиданным может показаться столь суровое наказание за ростовщичество – получение прибыли за свое золото и серебро!

Но парадокса здесь нет. Зло мыслится всегда как результат лжи, обмана . Лживое слово страшнее, чем нанесение материального или физического ущерба. И грех лжи тем страшнее, чем больше ложь. Язычники, разумеется, грешны. Но они грешны меньше, чем те христиане, которые совершают клятвопреступление, которые клевещут, отрекаются от веры, лицемерят. Ибо язычники, в отличие от христиан, совершают грех по неведению, еще не зная, что есть правда, а что есть ложь. Если истина – прерогатива Бога, то ложь – это суть и главное оружие дьявола. Грехи, заключающиеся в неправильных поступках (насилие, убийство, чревоугодие, сребролюбие и т.п.) менее страшны, так как они причиняют единичное зло; но грехи, заключающиеся во лжи, лицемерии и предательстве, грозят разрушить основу человеческого общения, разрушить основу мироздания , которое должно строиться на принципе Истины . Праведный мир – это прежде всего мир истины ; неправедный мир – это мир лжи . Именно поэтому самые страшные муки уготованы тем, кто умножает и утверждает в мире ложь.

Завершается “хождение” Богородицы несколько неожиданно - Богородица горько заплакала о грешниках в аду, и обратилась к архистратигу Михаилу с такой просьбой:

Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти в ад. - С.Д . и мучиться с христианами ”.

Но Михаил отвечает: “Будь в раю”. Тогда Богородица просит вознести ее на небо и поставить пред невидимым Отцом – Богом-творцом. И обращается уже к нему с просьбой позволить ей мучиться вместе с грешниками, так как она не в силах видеть их страданий и мучений. После долгих просьб и молитв пречистой Богородицы на землю сходит Сын Божий и говорит:

Теперь же ради милосердия моего Отца ради молитв матери моей, которая много плакала о вас я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня ...”.

Иными словами, грешники, мучающиеся в аду, получают каждый год отдых от мук в течение семи недель и 3-х дней: со дня распятия Христа и до дня его вознесения (Св.Троицы).

Главная идея легенды “Хождение Богородицы по мукам” - не столько в описании мучений, которые уготованы грешникам в аду, сколько в идее милосердия , заступничества Богородицы за каждого, даже согрешившего, христианина; а также в ее готовности пожертвовать собой за тех, кто назвался “чадами ее сына”. И Бог-отец, и все небесные силы уступают Богородице в милосердии и справедливости. В этом и заключалась апокрифичность легенды: ее расхождение с церковной идеей неумолимого возмездия грешникам. Богородица проявляет милость к падшим грешникам, а эта мысль соблазнительна для верующих, и не случайно церковь постоянно включала этот апокриф в индексы запрещенных для чтения книг. Что, впрочем, не помешало стать “Хождению Богородицы по мукам” одной из самых читаемых в Древней Руси книг.

Нам представляется целесообразным предложить для ознакомительного чтения учащихся дополнительные информационные материалы, способствующие углубленному пониманию особенностей древнерусской литературы и расширяющие представление школьников о литературном процессе. Они могут быть использованы в подготовке к самостоятельному чтению предложенных произведений, а также в организации внеклассной работы.

В программе для школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев (под редакцией М.Б. Ладыгина) в разделе "Русская средневековая литература" учащимся 8 класса предлагается познакомиться с текстом переводного апокрифа "Хождение Богородицы по мукам" - национального варианта средневекового жанра видения, известного еще в литературе Киевской Руси.

В переводе с греческого слово "апокриф" означает "потаенный". Апокрифы — своеобразные легенды о персонажах библейской истории. Однако по своему сюжету они отличаются от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах. Иногда в них по-другому рассматривалось происхождение мира, его устройство, выражались иные представления о конце света, вносились иные трактовки в образы святых, корректировался божественный ореол справедливости, сюжет дополнялся изображением социальных явлений жизни России, реальными образами времени.

Фрагменты апокрифической литературы входили и в произведения традиционных жанров — жития. Для художественных особенностей апокрифа характерно обилие чудес, фантастики, гиперболическое изображение явлений. В апокрифах рассказывалось об устройстве мира, о будущем, о жизни человека после смерти.

Древняя литература рисует картины возмездия, расплаты "в веке будущем" за поступки земной жизни. Этой теме посвящен апокриф "Хождение Богородицы по мукам".

"Святая Богородица хотела помолиться господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: "Радуйся, завершение Отца, радуйся, обитель Сына, радуйся, похвала Святого духа, радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего"" 1 .

Потом Богородица в сопровождении архангела Михаила попадает в ад, где претерпевают муки за грехи свои в прошлой жизни грешники. Она видит огненную реку, "там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой". На вопрос Богородицы о причине такого наказания людей, архангел ей отвечает, это были близкие кумовья, "а меж собой враждовали, а другие блудотворили, за это здесь и мучаются" 2 .

Ее взору открылась и другая картина: "и святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: "В чем их грехи?"" "Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, беззаконники", — ответил ей апостол. Богородица обращается с просьбой к Господу помиловать грешников, но Господь ей отвечает: "Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве и снова они делали зло, когда не отплатили им за зло, и воздастся им по злобе их" 3 .

Всем воздается за грехи. Не веровавшие в Троицу погружены в страшную тьму. К раскаленным железным крючьям подвешены за зуб сплетники, за язык — клеветники, за ноги — развратники, из их уст исходят змеи, терзающие их же тела. Ленивцы, любители поспать пригвождены в аду к раскаленным кроватям. Нарушители клятв, дети, проклятые своими родителями, людоеды погружены в зависимости от тяжести совершенного греха в огненную реку: одни по грудь, другие по шею, а третьих огненные волны скрывают с головой. Ад расположен глубоко под землей и конкретно географически ориентирован на север, юг, запад — таким образом, это место не просто характеризуется общими понятиями мук, уготованных грешникам на том свете, таких как "мраз, скрежет зубов, червь неусыпный".

На юге увидела Богородица мучающихся в аду, "и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: "Кто это такие?" И ответил архистратиг: "Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли Бога... И были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, поэтому здесь так мучаются"" 4 . В другом месте увидела она "тьму великую" и взмолилась, чтобы показали ей, что скрывается за этой тьмой. "И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая Богородица воскликнула со слезами: "Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?" И спросила святая Богородица, в чем их грех. И ответил Михаил: "Это те, кто не верил в отца и сына и святого духа, и в тебя, святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего... вот из-за этого и мучаются они там". И вновь заплакала святая Богородица и спросила их: "Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?"" 5 .

Все муки людские хотела увидеть Богородица и пошла она в сопровождении рати небесной на север. Богородица видит всех грешников, что живут неправедно, не следуют законам Евангелия. Говорит она: "О горе грешникам... Лучше таким грешникам и не рождаться". И хочет Богородица увидеть все муки грешников, их "великие мучения". И повели ее на восток. Около реки "была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей не в силах сказать: "Праведный судья, помилуй нас"". Богородица готова войти в ад и мучиться вместе с христианами, потому что они назвались чадами сына ее. "Но сказал ей Михаил: "Будь в раю". И ответила пресвятая: "Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас господь Бог и помилует их" 6 .

В апокрифе представлен живой образ Богородицы, наделенной человеческими качествами. Она преисполнена сочувствия, любви и жалости к мучающимся грешникам. Ее сердце не может простить тех, кто предал и распял на кресте ее сына Иисуса. И все-таки она трижды вместе с небесным воинством умоляет Бога простить грешников. Она обращается даже к Михаилу с тем, чтобы он велел "всем припасть к невидимому отцу" и не подниматься, пока Бог не послушает всех, стоящих у престола, и не помилует грешников. И только на третий раз Господь соглашается послать своего сына Христа, "явить свое лицо грешникам". Христос дает им покой от Великого четверга до Пятидесятницы (восемь недель).

Образ сострадающей Богородицы и описание ее мук подчеркивают суровость Бога, его безучастие к страданиям грешников, и это расходится с трактовкой божеской справедливости, любви и милосердия, выраженной в канонической церковной литературе. Для художественного своеобразия произведения характерны занимательность содержания, яркость, конкретность, образность изложения, близость к фольклору. Вбирая в себя черты русской действительности, некоторые апокрифические сказания переходили в устное народное творчество, становясь достоянием фольклора.

ОТКРОВЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(О наказаниях)

Этот апокриф имел широкое распространение в средние века, в особенности на Руси, где стал известен под названием "Хождение Богородицы по мукам".

В настоящем издании публикуется перевод с греческого, на котором и было написано "Откровение". Трудно определить время создания памятника; скорее всего, его следует относить к раннему средневековью.

Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893.

Захотела Пресвятая Богородица пойти к горе Елеонской помолиться. Когда же молилась Она Господу Богу нашему, сказала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа да сойдет архангел Гавриил, дабы возвестил он Мне о казнях небесных, земных и подземных. И только сказала Она это слово, как сошел архангел Михаил с ангелами Востока и Запада и с ангелами Юга и Севера, и приветствовали они Благодатную и сказали Ей: Радуйся, сияние Отца, радуйся, обиталище Сына, радуйся, повеление Святого Духа, радуйся, твердыня семи небес, радуйся, твердыня одиннадцати крепостей, радуйся, поклонение ангелов, радуйся, превосходящая пророков вплоть до престола Божия. И сказала Пресвятая Богородица архангелу: Радуйся, архистратиг Михаил, слуга незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся, архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил, имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил, первый из всех вплоть до престола Божия.

Подобно и всех других ангелов приветствовала Благодатная, и просила архистратига за терпящих наказание, говоря: Возвести мне обо всем на земле. И сказал Ей архистратиг: Если спросишь меня, Благодатная, все возвещу Тебе. И вопросила его Благодатная: Сколько есть наказаний, коими карается род человеческий? И сказал Ей архангел: Бесчисленны наказания. И сказала ему Благодатная: Возвести мне о тех, которые в небе и на земле.

Тогда повелел архистратиг Михаил открыться ангелам на Западе, и разверзся ад, и стало видно терпящих наказание в аду. И было там множество мужчин и женщин, и плач великий раздался. И вопросила Благодатная архистратига: Кто эти люди, и каково их прегрешение? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто не поклонялся Отцу и Сыну и Святому Духу. За то им здесь наказание такое.

И узрев в другом месте мрак великий, вопросила Пресвятая: Что это за мрак, и кто те, что терпят наказание здесь? И сказал архистратиг: Многие души пребывают в этом мраке. И сказала Пресвятая: Да поднимется мрак сей, дабы узрела Я и это наказание. И сказал архистратиг Благодатной: Невозможно, Пресвятая, видеть эту кару. И отвечали ангелы, стерегущие их, и сказали: Повеление имеем мы от незримого Отца, да не узрят они света, доколе не просияет Сын Твой благословенный. И опечалилась Пресвятая и пред ангелами возвела взор Свой к чистому Слову Отца и сказала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа да поднимется мрак, чтобы узрела я и это наказание. И тотчас же поднялся мрак тот и семь небес покрыл. И было там множество мужчин и женщин, и плач великий раздался, и поднялся вопль великий. И узрев их, заплакала Пресвятая и вопросила их: Что делаете вы, бедные? Что с вами, несчастные? И как вы оказались тут? И не отвечал никто и не внимал. И сказали ангелы, стерегущие их: Что же не скажете вы Благодатной? И сказали ей наказуемые: Мы, Благодатная, от века света не видели и не можем поднять вверх взоры. И излилась смола кипящая на них. И увидев то, прослезилась Пресвятая. И вновь сказали ей казнимые: Отчего вопросила Ты о нас, Святая Госпожа Богородица? Сын Твой благословенный на землю пришел, и не вопросил о нас, ни праотец Авраам, ни Иоанн Креститель, ни Моисей, великий пророк, ни Апостол Павел, и не являлись они нам. И отчего, Пресвятая Богородица, твердыня Христиан, просящая часто за Христиан, отчего Ты о нас вопросила? Тогда сказала Пресвятая Богородица архистратигу Михаилу: В чем прегрешение их? И сказал архистратиг Михаил: Это те, кто не веровал в Отца и Сына и Святого Духа, и о Тебе, Богородице, не признавал, что от Тебя родился Господь наш Иисус Христос, и что обрел Он плоть – за то им здесь наказание такое. И вновь заплакав, сказала им Пресвятая Богородица: Что же вы так обманулись, несчастные? Не слышали вы, что имя Мое славит вся тварь? И сказала так Пресвятая, и вновь пал мрак на них, как было вначале.

И вопросил архистратиг: Куда желаешь идти, Благодатная: на Запад или на Юг? И сказала Благодатная: Пойдем на Юг. И тут же предстали херувимы и серафимы и четыреста ангелов, и отнесли Благодатную на Юг, где начиналась река огненная, и было в ней множество мужчин и женщин, одни – до пояса, другие – до горла, иные же – до темени. И узрев их, вскричала громко Пресвятая Богородица и сказала архистратигу: Кто эти люди, и в чем прегрешение тех, кто до пояса объят огнем? И сказал архистратиг: Это те, Пресвятая, кто проклят был отцом и матерью, и за то им здесь наказание такое, как проклятым.

И вопросила Пресвятая: А кто те, что до груди огнем объяты? И сказал архистратиг: Это те, кто блудом себя запятнали, за то им здесь наказание такое.

И вопросила Пресвятая архистратига: Кто те, что до горла объяты пламенем огненным? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто ел мясо человеческое. И вопросила Пресвятая: Как это возможно, чтобы ел человек мясо другого человека? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая, и возвещу Тебе. Это те, кто изверг из чрева своего детей своих и бросил их на съедение псам. И те, кто отдали братьев своих пред царями и властителями, – они ели мясо человеческое. За то им здесь наказание такое.

И вопросила Пресвятая: Кто те, что до темени объяты пламенем? И сказал архистратиг: Это те, Пресвятая, кто за Честной Крест берутся и клянутся ложно: Клянусь силою Креста Господня. Ангелы дрожат и со страхом преклоняются, а люди берутся за Крест и клянутся ложно, не ведая, о чем они свидетельствуют. 1 За то им здесь наказание такое.

И узрела Пресвятая в другом месте человека, подвешенного за ноги, и черви пожирали его. И вопросила Она архистратига: Кто это, и каково прегрешение его? И сказал архистратиг: Это тот, кто наживался на золоте своем, за то ему здесь наказание такое.

И увидела женщину, подвешенную за оба уха, и всякие звери выходили изо рта ее и пожирали ее. И вопросила Благодатная архистратига: Кто она, и каково прегрешение ее? И сказал архистратиг: Это входившая в дома чужие и к ближним своим и слова злые говорившая, дабы вражду творить. За то ей здесь наказание такое.

Узрев это, восплакала Пресвятая Богородица и сказала архистратигу: Лучше было бы человеку не родиться. 2 И сказал архистратиг: Истинно, Пресвятая, не видела Ты наказаний великих. И сказала Пресвятая архистратигу: О Михаил, великий архистратиг, отведи Меня, дабы узрела Я все наказания. И сказал архистратиг: Куда желаешь Ты,

1 Ср. Завещ. Левая 3:9-10.

Благодатная, чтобы пошли мы? И сказала Благодатная: На Запад. И тотчас предстали херувимы и отнесли Благодатную на Запад.

И узрела облако огня распростершееся, и было в нем множество мужчин и женщин. И вопросила Пресвятая: Каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто на рассвете в воскресенье спят как мертвые. За то им здесь наказание такое. И вопросила Пресвятая: А если не может кто подняться, что делать ему? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая. Если у кого подожжен будет дом с четырех сторон, и окружен будет, и не сможет выйти, тот снисхождение имеет.

И узрела в другом месте скамьи огненные, и сидело на них множество мужчин и женщин и горели, сидя на них. И вопросила Пресвятая: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто не вставал при священниках, войдя в церковь Божию, и за то им здесь наказание такое.

И узрела Богородица в другом месте железное древо, и были у него ветви железные, и висело на них множество мужчин и женщин на языках своих. И увидев их, восплакала Пресвятая и вопросила архистратига, говоря: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это клятвопреступники, клеветники, злоречивцы, отделявшие брата от брата. И вопросила Пресвятая: Как можно отделить брата от брата? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая, и я возвещу Тебе об этом. Если некоторые из язычников хотели креститься, и сказал им кто-либо такое слово: Ты народ неверный, вкушающий нечистое, – то клеветал он, и предан будет каре вечной.

И узрела Пресвятая в другом месте человека, подвешенного за руки и за ноги, и из-под ногтей его исходило много крови, а язык его скован был пламенем огненным, и не мог он стенать и сказать: Господи, помилуй меня! И увидев его, заплакала Прес...

Известное «Хождение Богородицы по мукам», о котором упоминает Иван Карамазов в романе Достоевского, сохранилось в большом количестве русских списков, старейший из которых датируется XII в. Греческий текст апокрифа возник, по общему мнению исследователей, в IV—V вв., а славянский перевод известен, по-видимому, уже с XI в. В XVII—XVIII вв. памятник активно переписывался и переделывался в старообрядческой среде. Выделяют несколько редакций «Хождения», история текста которых полностью не изучена.

Роль Богородицы как заступницы рода человеческого перед Богом традиционна для древнерусского искусства и христианского фольклора. В «Хождении» эта роль особо подчеркнута: полная сострадания к грешникам Богородица трижды молит своего Сына о даровании им хотя бы временного покоя от невыносимых посмертных мучений. В ее мольбах звучит сомнение в Божеской справедливости и милосердии по отношению к мученикам. В подобной роли Богородица выступает и в более поздних древнерусских сочинениях, например в «Видении некоему мужу духовному», созданном в эпоху Смутного времени. Подвижная вопросо-ответная форма «Хождения» построена на диалоге Богородицы с архангелом Михаилом, который проводит ее по аду, показывая различные «муки» грешников. Такая форма позволяла русским переписчикам этого текста добавлять к нему новые эпизоды, вводить новых персонажей и даже социально характеризовать их, в зависимости от того, в какой среде книжников переписывался апокриф. В древнерусском тексте апокрифа среди других грешников мучаются и язычники за то, что они при жизни обожествляли силы природы, поклонялись богам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Эти славянские имена сохранились в старейшем русском списке «Хождения». Тема «Хождения Богородицы по мукам» нашла отклик и в русских духовных стихах, где архангел Михаил часто как покровитель и начальник небесного воинства и как страж смерти перевозит грешные души через огненную реку на тот свет.

Этот потусторонний мир в «Хождении» — особое пространство, определяемое странами света, по которому проходит Богородица со своим провожатым, сопровождаемая сонмом ангелов, херувимов и серафимов. Апокриф издавался неоднократно. Последнее по времени издание его русского перевода см.: Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования. (Отв. ред. и составитель В. В. Мильков). Серия «Общественная мысль: исследования и публикации». Там же обстоятельный историко-философский комментарий к переводу. В настоящем издании «Хождение Богородицы по мукам» печатается по списку нач. XVII в., опубликованному А. Н. Пыпиным в Памятниках старинной русской литературы, вып. 3. СПб., 1862. С. 118—124, так как древнейший список (РГБ, ф. 304, собр. Троице-Серг. Лавры № 12), к сожалению, дефектен: в нем отсутствует начало и есть пропуски в тексте. Список в издании А. Н. Пыпина сохранил полный текст апокрифа. Он сопоставлен (и восполнен в отсутствующих фрагментах) с древнейшим списком.

ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМ
Святая Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. И приветствовали Благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение Отца; радуйся, обитель Сына; радуйся, похвала Святого Духа; радуйся, Христово... и утверждение; радуйся, Давидово пророчество; радуйся, святое поклонение; радуйся, пророками провозглашенная; радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего».

Ответила Благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого Отца и светильник; радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление Святого Духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам; радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом Владыки достойно стоящий; радуйся, Михаил, свет непрестанный; радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола Божьего все ангелы».

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем».

И ответил ей Михаил: «Что (...) просишь, Благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его Святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его Благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся Ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила Благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына, и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, — Траяна, Хорса, Белеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются...»

В другом месте она увидела тьму великую, и спросила Святая Богородица: «Что это за тьма такая и кто находится там?» И ответил архистратиг: «Много душ пребывает в том месте». И сказала Святая Богородица: «Пусть разойдется тьма, чтобы видела я и те мучения».

Ангелы, стерегущие их, отвечали: «Сказано, что не увидят они света, пока не явится твой благостный Сын, светлее, чем семь солнц».

Огорчилась Святая Богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол Своего Отца, сказала: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа пусть рассеется тьма сия, чтобы я видела это мучение». И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, (...) и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, Пресвятая Богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О Благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали Ей: «Почему ты пришла к нам, Святая Богородица? твой Сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, Пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным?» Тогда спросила Святая Богородица у архистратига Михаила: «В чем их грех?» И ответил Михаил: «Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в тебя, Святая Богородица; они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением — вот из-за этого и мучаются они там». И вновь заплакала Святая Богородица, и спросила их: «Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?»

Прорекла это Святая Богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, Благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, Святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила Богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила Пресвятая Богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила Святая Богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, Госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела Святая Богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела: «Кто это? какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, Пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина, и в чем грех ее?» И отвечая, архистратиг сказал ей: «Эта женщина, Госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни; из-за этого и мучается». И сказала Святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, Святая Богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, Благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели Благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, Святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в Святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала Святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, Святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».

В другом месте Богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и Святая спросила архистратига: (...) «те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви Божией, — из-за этого и мучаются».

И увидела Святая Богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сплетники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая, что я тебе скажу о них: если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению, за это они навек мучаются».

А в другом месте Святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его; он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, Пресвятая Богородица сказала: «Господи, помилуй» — трижды — и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его Святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: “Кто работает в церкви, тот от церкви и питается”, поэтому он и мучается здесь». И сказала Святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык.

И сказал архистратиг: «Пойдем, Госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи», и она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, Пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили литургию, и пред престолом Божьим предстояли, почитая себя достойными, а когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды Божий, на землю, и тогда колебался страшный престол и подножие Божие дрожало, за то они теперь так мучаются».

И увидела Святая мужа и крылатого змея с тремя головами — одна голова была обращена к глазам мужа, а другая — к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, Госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, сам не следовал им; учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

И сказал предводитель господних сил: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И Святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: “Благословите, отцы святые”; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так».

И увидела Пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их; они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».

И увидела Богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых разными змеями, и спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».

И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — много грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сплетники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, которые берут проценты, беззаконники». Услышав это, Пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

И спросил ее Михаил: «Отчего плачешь, Святая? Разве ты не видела великих мучений?» И ответила Пресвятая: «Поведи меня, чтобы я увидела все мучения». И сказал ей Михаил: «Пойдем, Благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо или налево, где великие мучения?» И ответила Пресвятая: «Пойдем на левую сторону». Сказала Пресвятая слово, и повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, вывели ее от востока в левую сторону, а около той реки была глубокая тьма: там лежало много мужей и жен, и вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей, не в силах сказать: «Праведный судья, помилуй нас». Их непрестанно ели черви, и был слышен скрежет зубовный. И увидели Пресвятую в окружении ангелов, и вскричали в один голос: «Свят, свят, свят, Боже Святый, и ты, Богородица, благословляем тебя и Сына Божия, родившегося у тебя, так как спокон века не видели света, а сейчас видим свет благодаря тебе, Богородица». И снова вскричали они все вместе: «Радуйся, Благодатная Богородица; радуйся, сияние света вечного; радуйся, святой архистратиг Михаил, молящийся Владычице за весь мир, мы же видим мучающихся грешников и сильно скорбим».

Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась Пресвятая, и вскричали все в один голос: «Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение; помолись, Пресвятая, с архистратигом». И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: «Господи, помилуй нас», чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны, и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала Святая и спросила: «Что это за река и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это евреи, которые мучили господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; это все народы, которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от Бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими (...) с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так».

И сказала Святая: «Пусть будет так по заслугам их!» И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил Богородице: «Если кто попадет в эту тьму, не будет Бог помнить его». И сказала Пресвятая: «О горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!»

И сказал ей архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе огненное озеро, где мучается род христианский». И она увидела и услышала их плач и вопль, а самих грешников не было видно, и спросила: «В чем грех тех, кто здесь находится?» И сказал ей Михаил: «Это те, что крестились и крест поминали, а творили дьявольские дела и не успевали покаяться, из-за этого они так мучаются здесь».

И сказала Пресвятая архистратигу: «Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего». И сказал архистратиг: «Отдыхай в раю». И ответила Пресвятая: «Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас Господь Бог и помилует их».

«Жив Господь Бог, имя его величественно, мы поклоняемся Господу семижды днем и семижды ночью, когда хвалу возносим Владыке и за грешников просим, Госпожа, но нисколько нас не слышит Владыка». И сказала Пресвятая Богородица: «Молим тебя, вели ангельскому воинству вознести меня на небесную высоту и поставить перед невидимым Отцом».

И архистратиг повелел, и появились херувимы и серафимы, и вознесли Благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым Отцом у престола; Богородица воздела руки к благодатному Сыну своему и сказала: «Помилуй грешников, Владыка, так как я видела и не могу переносить их мучений, пусть буду и я мучиться вместе с христианами». И раздался голос, ей говоривший: «Как я помилую их? Вижу гвозди в ладонях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать». И сказала Богородица: «Владыко, я не прошу за неверных иудеев, но прошу милосердия твоего для христиан». И раздался голос, говоривший: «Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать». B cнова сказала Пресвятая: «Помилуй, Владыко, грешников; помилуй, Господи, сотворенных твоими руками, потому что они по всей земле произносят твое имя, и в мучениях, и во всех местах по всей земле, говоря: “Пресвятая Госпожа Богородица, помоги нам”, и когда человек рождается, говорит: “Святая Богородица, помоги мне”». Тогда сказал ей Господь: «Послушай, Пресвятая Богородица, владычица, нет того человека, кто не молился бы имени твоему, и я не оставлю их ни на небесах, ни на земле».

И сказала Пресвятая Богородица: «Где пророк Моисей, где все пророки и вы, отцы, которые никогда не грешили; где Павел, божий любимец; где воскресение, христианская похвала; где сила честного креста, которая избавила Адама и Еву от проклятия?» Тогда архистратиг Михаил и все ангелы сказали: «Помилуй, Владыко, грешных». Тогда Моисей возопил, говоря: «Помилуй, Владыко, ведь я дал им закон твой». Тогда Иоанн вскричал, говоря: «Помилуй, Владыко, я твое Евангелие им проповедовал». Тогда и Павел возопил, говоря: «Помилуй, Господи Владыко, так как я церквам дал твое послание». И сказал Господь Бог: «Послушайте вы все: если по Евангелию моему или по закону моему и если по евангельской проповеди, которую провозгласил Иоанн, по посланиям, которые принес Павел, судить, — то такой суд и примут. И имеют ангелы, за что просить, только: “Помилуй, Господи, — праведны мы”». И сказала Пресвятая Богородица: «Помилуй, Владыко, грешников, так как они Евангелие приняли и закон твой сохранили». Тогда Господь сказал ей: «Послушай, Пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве — а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, — и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю — уже сказано, и воздается им по злобе их». Тогда все святые, слышавшие Владыку, говорящего это, не смели ничего ответить.

И увидела Пресвятая, что никто ничего не достиг и Господь святых не послушал, но удаляет от грешников свою милость, и сказала Пресвятая: «Где архистратиг Гавриил, который возвестил мне: “Радуйся”, ведь он прежде всех услышал Отца, он теперь на грешников не смотрит; где великий, тот, кто носит город на вершине своей и на единой земле, а земля из-за гнусных человеческих дел испачкана, и послал Господь Бог своего Сына, и утвердил земной плод, где служители престола, где Иоанн Богослов? почему не молитесь с нами Владыке за христианских грешников? Разве вы не видите, что я плачу о грешниках? Придите все ангелы и все, кто на небесах; придите все праведные, кого оправдал Господь, вам позволено молиться за грешников. Приди и ты, Михаил, ты — первый среди бесплотных, стоящих у престола Божия, — вели всем припасть к невидимому Отцу, и не подымемся, пока не послушает нас Бог и не помилует грешников». Тогда Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все лики небесные и все чины бесплотных. И увидел Владыка моление святых, смилостивился ради Сына своего единородного и сказал: «Сойди, Сын мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо свое грешникам».

И сошел Господь с невидимого престола, и его увидели сидящие во тьме, и возопили в один голос, говоря: «Помилуй нас, Сын Божий; помилуй нас, царь всех времен». И сказал Владыка: «Слушайте все. Я рай насадил и создал человека по образу своему, и сделал его хозяином рая, и дал им вечную жизнь, они же ослушались и в своем желании согрешили, и предались смерти; я не хотел видеть, как Дьявол мучает творение моих рук, сошел на землю и воплотился в деву, вознесся на крест, чтобы их освободить от рабства и от первого проклятия; просил воды, а дали мне желчи, смешанной с уксусом; руки мои создали человека, и они положили меня во гроб; и сошел я в Ад, победил своего врага, избранных своих воскресил, благословил Иордан, чтобы искупить ваше первое проклятие, а вы пренебрегли покаянием в грехах своих. Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете — поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего Отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас, — я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до святой Пятидесятницы, прославьте Отца и Сына и Святого Духа». И все отвечали:

«Слава милосердию твоему».
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

произведение древнерусской литературы XII-XIII вв. Встречается в древнейшем русском индексе "отреченных книг" в Изборнике 1073. В основе - византийский источник. Русский вариант был полностью переработан и приспособлен к местному читателю. В одном из списков "Хождения" есть упоминание языческих божеств - Трояна, Хорса, Велеса, Перуна (трое из них встречаются в "Слове о полку Игореве"). Художественная сила этого произведения проявляется в изображении Богородицы, которую Архангел Михаил проводит по аду, показывая муки, претерпеваемые грешниками. Образ сострадающей православным Богородицы, страшные описания мучений грешников, смелое изображение милосердия Божьего - сделали "Хождение" одним из самых популярных литературных произведений того времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Хождение Богородицы по мукам

Хождение Богородицы по мукам – один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII–XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С. Тихонравовым, Р. Траутманном. В списке 1602 г., изданном А. Н. Пыпиным, памятник имеет название: «В среду 5-й недели великого поста слово... велми душеполезно о покои всего мира» (нач.: «Хоте святая Богородица помолитися и Господу Богу нашему на горе Елионстей...»). В списках более позднего времени апокриф назван: «Предсказания архистрастига Михаила о страшных муках ко пресвятой Богородице, како грешным мучатца» (ГПБ, собр. ОЛДП, 0.233, нач. XIX в.), «Слово о муках геенских» (ГПБ, собр. Тиханова, № 753, XIX в.), «Слово о муках» (ГПБ, собр. Тиханова, № 2665, XIX в.). Греческий текст X. издавался И. И. Срезневским (в сопоставлении с древнерусским) и А. Васильевым (Analecta graeco-byzantina, pars prior / Gollegit, digessit, recensuit A. Vassiliev. Mosquae, 1893, p. 125–134).

В разряд апокрифов X. было занесено уже в древнейшем славянорусском индексе «отреченных» книг в Изборнике 1073 г. Рукописная традиция памятника на русской почве обширна. Текст дошел до нас в нескольких видах, или редакциях, которые полностью не изучены. Н. С. Тихонравов предполагал существование двух славянских переводов памятника. Один представлен старейшим русским списком (Тр.-Серг. лавры, № 12), где в ряду грешников, терпящих муки в аду, оказываются язычники, поклонявшиеся при жизни своим божествам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Другой перевод отразился, по мнению Н. С. Тихонравова, в списке из собрания Григоровича XV в. и других южнославянских списках (см.: Пыпин А. Н. Для объяснения статьи о ложных книгах. СПб., 1862, с. 26–32; Jagi? V. Arkiv za povjestnicu jugoslavansku, Zagreb, 1886, t. 9, s. 110–118; Лавров П. А. Апокрифические тексты. – СОРЯС, СПб., 1899, т. 67, с. 144–148; Strohal R. Stare hrvatske apokrifne pri?e i legende, sobrao iz starih hrvatskih glagolskih rukopisa od 14–18 vijeka R. S. U. Bjelovaru, 1917, s. 47–54). Сравнив оба славянских перевода между собой и с греческим текстом, Н. С. Тихонравов пришел к выводу, что в византийской литературе была известна иная, нежели в древнерусской, более подробная редакция X.

Особый интерес к X. возник в старообрядческой среде, о чем говорит большое количество списков памятника в старообрядческих сборниках. Широкое распространение X. получило и в устно-поэтической традиции, именно в духовных стихах, где сильнее, чем в письменном тексте, отразился мотив моления богородицы Христу за всех грешников. X. было использовано Ф. М. Достоевским в Легенде о великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы».

Изд.: ПЛ, вып. 3, с. 118–124; Срезневский И. И. 1) Хождение Богородицы по мукам. – Изв. II отд. имп. АН за 1863 г., т. 4, с. 551–577; 2) Памятники, с. 204–217; Тихонравов . Памятники, т. 2, с. 23–39; Франко . Апокрифы, т. 4, с. 135–172; Trautmann R. Altrussisches Lesebuch. Leipzig, 1949, Th. 1, S. 26–38; Хождение богородицы по мукам (подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской). – ПЛДР. XII век. 1980, с. 166–183, 651–652.

Лит.: Пыпин А. Н. Древняя русская литература. II. Сказание о хождении богородицы по мукам. – Отеч. зап., 1856, № 115, с. 335–360; Смирнов И. Апокрифические сказания о божией матери и деяниях апостолов. – ПО, 1873, апрель, с. 569–614; Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды. – ЖМНП, 1876, апрель, отд. 2, с. 241–228; Сахаров В. 1) Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 193–200; 2) Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси. – Христ. чт., 1888, ч. 1, с. 281–331, ч. 2, с. 63–69, 289–324, 640–663; Порфирьев И. Я. Апокрифы новозаветные. СПб., 1890, с. 109–110; Тихонравов Н. С. Соч. М., т. 1, 1898, примеч. с. 59; Кирпичников А. И. Деисус на востоке и западе и его литературные параллели. – ЖМНП, 1893, ноябрь, с. 15–19; Бокадоров Н. С. Легенда о хождении богородицы по мукам. – В кн.: Изборник киевский. Киев. 1904, с. 39–94; Яцимирский А. И. Отличное определение

Неполное определение ↓