Поурочный план политический статус личности. Презентация на тему "политический статус личности"

Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

    правом избирать и быть избранными

    свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

    пра­вом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

    принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая ре­альность, в которую она включена, но и политические функции, ро ли .

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы по­литического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими роля ми могут быть роли:

    рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

    человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

    гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

    профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

    политического лидера - человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап - период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторич ную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с поли­тической системой на основе полученных ранее ценностных установоки ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политиче­ский конформизм) - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

    аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

    пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

    гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

    гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

    общественно-политический деятель;

    профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

    политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

    наличие системы политических ценностей;

    относительная стабильность политических мотивов;

    способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

9

Конспект урока

Тема урока : Политический статус личности.

Тип урока : урок-практикум.

Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

Предварительная подготовка :

1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

I группа: политические партии или движения, которые представлены:

«кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

II группа: «избиратели».

2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

  1. Разработка учащимися предвыборных программ

    Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

    Выпуск агитационных плакатов и листовок

Ход урока

    1. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, цели и структуры урока.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

Каждая группа получила опережающие задания.

Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

    Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

Я должен:

Прислушиваться к суждениям оппонента;

Находить в них близкие моей позиции мысли;

Уточнять и развивать его аргументы;

Четко формулировать собственную позицию;

Уметь обосновать ее фактами;

Ясно видеть суть наших разногласий

Я не могу:

- «переходить на личность» оппонента;

Пытаться «перекричать» его;

Бездоказательно отвергать его взгляды;

Использовать непроверенные или недостоверные факты

Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

    Представление политических партий (движений) и их лидеров.

Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

Это:

    Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

    Молодежное движение: «Реализация»

    Политическая партия «Феникс»

Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

    Защита предвыборных программ политических партий (движений).

Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

    Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

    Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

    Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

    Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

(см. Приложение)

Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

    Вопросы «избирателей».

После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

«Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

«Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

Примерные вопросы для полемики .

    Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

    Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

    Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

    Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

    Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

    Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

    Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

    Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

    Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

    Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

«Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

III . Подведение итогов.

Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

IV . Домашнее задание:

Написать эссе на любую из предложенных тем:

    Сложна ли роль избирателя?

    Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

    В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

(выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

Примерное распределение учебного времени на уроке

(регламент ролевой игры)

    1. Вступительное слово учителя (5 мин.)

      Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

      Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

      Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

      Подведение итогов (5-6 мин.)

В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия).

Что касается объекта политики , то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч.

Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса — от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации — партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы — нации, классы, страты и т.д.

Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью.

Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Обретая статус гражданина, человек получает определенные политические права и свободы. В частности, гражданин может участвовать в управлении делами государства — избирать, быть избранным, участвовать в референдумах и т.п. В демократическом государстве гражданин также может реализовывать свое право на объединение в различные организации — общественные организации, общественно-политические движения и политические партии, он может отстаивать свои права на манифестациях, митингах, шествиях, в пикетах.

Также может влиять на государственные решения, например, направляя личные и коллективные обращения в государственные органы.

Для того чтобы человек реально участвовал в делах управления государством, необходимо сочетание объективных и субъективных условий, определяющих шансы личности на успех в реализации своих политических целей. К объективным условиям относятся гарантированность в государстве политических прав и свобод; отсутствие или наличие дискриминации по расовым, национальным, половым и иным признакам; возможность равного доступа к должностям и позициям. Если политические права не гарантированы, а на пути свободного волеизъявления граждан воздвигнуты бюрократические и полицейские барьеры, человек не сможет реально участвовать в делах управления государством.

К субъективным условиям следует отнести личные характеристики человека (способности, знания, опыт, убеждения, мотивация), а также его активность в отстаивании своих политических интересов и потребностей. По степени политической активности выделяют несколько типов личности:

  • абсентеисты (от лат. absens — отсутствующий) — уклоняются от политической активности: участия в выборах, акциях, подписания петиций и т.д.;
  • о пассивные участники — соблюдают законы, время от времени участвуют в выборах, но не проявляют политической инициативы;
  • активные участники - отдают значительную часть времени
  • участию в акциях, партийной и общественной работе;
  • полупрофессиональные политики - занимаются политикой «по совместительству», например директор завода, являясь в то же время депутатом парламента, занимается политикой во время парламентской сессии;
  • профессиональные политики — воспринимают политику как основную работу, зарабатывают политикой на жизнь.

Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.

Политические возможности человека многократно усиливаются, когда его поддерживают организации и крупные социальные группы: , государства, народы. Такого наиболее авторитетного члена организации, группы, сообщества называют лидером.

Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

правом избирать и быть избранными

свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и политические функции, роли .

Политические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими ролями могут быть роли:

рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

политического лидера — человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап — период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политический конформизм) — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;

способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

9

Конспект урока

Тема урока : Политический статус личности.

Тип урока : урок-практикум.

Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

Предварительная подготовка :

1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

I группа: политические партии или движения, которые представлены:

«кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

II группа: «избиратели».

2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

  1. Разработка учащимися предвыборных программ

    Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

    Выпуск агитационных плакатов и листовок

Ход урока

    1. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, цели и структуры урока.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

Каждая группа получила опережающие задания.

Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

    Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

Я должен:

Прислушиваться к суждениям оппонента;

Находить в них близкие моей позиции мысли;

Уточнять и развивать его аргументы;

Четко формулировать собственную позицию;

Уметь обосновать ее фактами;

Ясно видеть суть наших разногласий

Я не могу:

- «переходить на личность» оппонента;

Пытаться «перекричать» его;

Бездоказательно отвергать его взгляды;

Использовать непроверенные или недостоверные факты

Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

    Представление политических партий (движений) и их лидеров.

Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

Это:

    Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

    Молодежное движение: «Реализация»

    Политическая партия «Феникс»

Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

    Защита предвыборных программ политических партий (движений).

Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

    Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

    Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

    Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

    Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

(см. Приложение)

Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

    Вопросы «избирателей».

После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

«Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

«Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

Примерные вопросы для полемики .

    Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

    Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

    Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

    Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

    Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

    Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

    Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

    Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

    Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

    Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

«Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

III . Подведение итогов.

Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

IV . Домашнее задание:

Написать эссе на любую из предложенных тем:

    Сложна ли роль избирателя?

    Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

    В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

(выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

Примерное распределение учебного времени на уроке

(регламент ролевой игры)

    1. Вступительное слово учителя (5 мин.)

      Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

      Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

      Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

      Подведение итогов (5-6 мин.)